Мастерская на даче: проект, материалы. Особенности строительства и коммуникаций

  1. Как выбрать подходящее место
  2. Необходимые приспособления
  3. Правила обустройства

Столярная мастерская для бытовых работ должна располагаться как можно дальше от жилых помещений. Если нет гаража, дачного участка, частного дома, можно обустроить одну из комнат городской квартиры, лоджию, кладовую. Верстак для домашней столярки способен вместиться во встроенный шкаф, установленный в прихожей. В статье предложено несколько идей по обустройству столярки.

Как выбрать подходящее место

Необходимо оценить возможности имеющейся площади. Чем меньше габариты помещения, тем больше будет ограничение в ассортименте оборудования. В комнату 4 м 2 можно вместить только верстак и небольшой шлифовальный станок . При этом должно остаться место для перемещения.

Больше всего подходят гаражи, сараи площадью не менее 6–8 м 2 . В них можно установить несколько токарный , сверлильный и другие типы станков. Для соблюдения правил пожарной безопасности рядом с рабочим местом мастера требуется установить ящик с песком.

Организация рабочего пространства

Важно обеспечить хорошую звукоизоляцию. Особенно при нахождении помещения на территории двора.

Звукопоглощающим материалом нужно покрыть стены и дверь изнутри. Если предусмотрено окно, его лучше вывести на противоположную от жилого дома сторону. Обязательно, если столярка неустойчива к возгоранию, необходимо обработать внутреннюю обшивку антипиренами.

Для мастерской потребуется силовой многожильный кабель (ВВГнг 3x6), выдерживающий большие нагрузки. В деревянном сарайчике для столярки проводка укладывается в короба или гофротрубы. Розетки, оборудование заземляют. Рабочая зона должна быть хорошо освещена, использовать лучше люминесцентные или светодиодные лампы.

Необходимо позаботиться и о вентиляции . В процессе работ по дереву образуется много пыли, вытяжка способна улучшить ситуацию. Важно помнить, что нужно обеспечить не только выход пыли из помещения, но и приток чистого воздуха внутрь.

При техническом оснащении мастерской соблюдают приоритетность расстановки оборудования. Сверлильные, токарные станки устанавливают рядом с верстаком, шлифовальные агрегаты размещают немного в стороне от основного рабочего места. Для удобства все инструменты хранят в тумбах, навесных шкафах.

Компактная домашняя мастерская

Чтобы столярка не мешала другим людям, можно расположить мастерскую на балконе. Остекление и снабжение помещения источником тепла позволят заниматься столярной деятельность в течение всего года.

Необходимо позаботиться об установке розеток для электрического оборудования. Домашняя электросеть не рассчитана на функционирование мощных агрегатов, поэтому могут возникнуть трудности.

Столярные работы с использованием мощных станков сопровождаются шумом. Возможны конфликты с соседями. Во избежание этого придется ограничиться ручными инструментами.

Вентиляция на балконе осуществляется за счет открывания окна. В подсобной кладовой приток воздуха трудно обеспечить. Эти помещения в городских квартирах небольшие, их редко оборудуют верстаками, другими более габаритными устройствами. Если не планируется регулярно выполнять большой объем работ, можно соорудить шкаф с откидной столешницей. Несложная конструкция позволит аккуратно хранить инструменты, обеспечит рабочей поверхностью в столярке.

Необходимые приспособления

Инструменты, устройства:

  • Верстак заводской или собранный самостоятельно.
  • Деревообрабатывающий станок.
  • Зажимное приспособление: тиски, струбцины , - для надежной фиксации заготовки в неподвижном положении.

Ручные инструменты:

  • рубанок , стамеска ;
  • дрель с набором сверл и насадок различного диаметра;
  • рулетка;
  • молоток;
  • ножовка;
  • плоскогубцы;
  • наждачная бумага и некоторые другие приспособления.

На фотографии изображено, как оборудовать стеллаж, сэкономив место на установке дополнительных шкафчиков, тумб, предназначенных для хранения рабочего инструмента.

Правила обустройства

Главная рекомендация - обеспечить беспрепятственный доступ к рабочей плоскости с нескольких сторон. Свободное пространство должно вдвое превосходить занятое станками место, в противном случае передвижение будет затруднено, технический процесс может быть нарушен.

Полы в помещении должны быть ровными и твердыми.

Электрическое оборудование нуждается в заземлении. Желательно установить порошковый огнетушитель рядом с рабочим местом, поставить ведро с песком на случай воспламенения электроприборов.

Помещение, отведенное под домашнюю столярку, обязательно снабжается вытяжкой. При этом важно следить за тем, чтобы показатели влажности не превышали допустимую норму.

Важно ежедневно убираться. С помощью ветоши удаляют маслянистые загрязнения. Пыль, мелкий мусор по окончании работ убирают строительным пылесосом.

Домашняя мастерская снабжается аптечкой, укомплектованной средствами первой помощи: перевязочными материалами, перекисью водорода, зеленкой, медицинским пластырем, обезболивающими препаратами.


Как организовать выделенное под мастерскую пространство, разместить инструменты, чтобы они были всегда под рукой, а работа приносила только радость - об этом статья Сергея Головкова.

Мне повезло: удалось выделить небольшую комнату под мастерскую в подвале дома. Это не первая моя мастерская, раньше был небольшой верстак в сарае, поэтому к моменту оборудования новой мастерской я уже имел небольшой опыт. Подсмотрел и в других мастерских много идей - часто простых, но эффективных. Предназначена моя мастерская в основном для деревообработки, но я могу выполнять здесь и другие работы.

Планировка
Размеры мастерской: 3 х 7 м. Безусловно, для раскройки больших листов и обработки длинных материалов здесь места нет, и я этим занимаюсь в гараже либо во дворе. Но для большинства остальных работ места вполне достаточно, а главное - здесь тепло, светло, сухо и уютно круглый год. Так как мастерскую пришлось оборудовать в уже имеющемся помещении, то и планировку подгонял по месту.

Мастерская имеет два входа - из коридора на улицу и из жилых помещений. Это очень удобно, так как минимизирует хождение при работах как во дворе, так и в доме.

Первоначально в связи с капитальным ремонтом дома в мастерской было много работ по сварке и резке металла, поэтому стены я обшил листами ЦСП, развёл электропроводку и оборудовал вытяжку. Затем сварил каркасы верстаков (они все объединены в одну большую жёсткую конструкцию) и залил пол бетоном, но предварительно в незанятых столами местах уложил трубы для водяного тёплого пола. Со временем, увлекшись деревообработкой, сварку и работу с болгаркой я перенёс в гараж, а верстак для металлообработки постепенно занял деревообрабатывающими станками.


Так как инструменты в мастерской потребляют много электроэнергии, к качеству электропроводки постарался подойти ответственно. В мастерскую завёл от главного электрощита два кабеля на маленький щиток. Один - сечением 2 x 6 мм специально для сварочного аппарата, второй - сечением 2 х 3 мм для остальных потребителей. Дальше разводку вёл уже кабелем 3 х 2 мм к розеткам и 3 x 1,5 мм - для освещения. Наверное, лучше было сечение проводов заложить с большим запасом. Но на момент начала работы трудно было предположить сегодняшнее обилие электроинструмента.


- При входе в мастерскую стоит циркулярный станок. Расположен он так, что если нужно пилить длинную доску, то подавать её можно прямо через дверь из коридора.

Сечение проводов для розеток может показаться не очень большим, но в моей мастерской я работаю почти всегда один - и одновременно много оборудования не использую. А так как сварочные работы я теперь в мастерской не провожу, то мощный ввод использую для подключения энергоёмкого оборудования.

Перед бетонированием полов с помощью трёх штырей по 1 м соорудил контур заземления. Каркасы верстаков - металлические, их ножки зарыты в землю и тоже соединены с заземлением.


- К столу циркулярного станка добавлен фрезер. Для регулировки вылета фрезы изобрел самодельный лифт. Он очень простой, но удобный и точный.
- Слева от станка на стене - полочка для фрез. Их коллекция у меня не очень большая, но постоянно растёт.

Я расположил несколько блоков по 2-U розетки по всему периметру мастерской. Многое из оборудования подключено постоянно, но всегда есть свободные розетки для лёгкого инструмента.

Основное освещение мастерской состоит из четырёх потолочных светильников дневного света по 2 лампы по 36 Вт каждая. Есть ещё дополнительная лампа над столом с компьютером и лампа на ленточной пиле.

Сбор пыли
В моей мастерской сбор пыли организован на базе мощного бытового пылесоса. По всей мастерской я провёл воздуховод, подключённый к этому пылесосу через самодельный фильтр циклон. Подключить инструмент к воздуховоду можно практически в любой точке мастерской. Работает система хорошо, но есть желание заменить пылесос на что-то более мощное - и тогда можно будет увеличить диаметр труб разводки от него.

Оборудование
Так как места в мастерской всё-таки не очень много, приходится использовать всё свободное пространство. Большие доски и листовые материалы храню в коридоре подвала и гараже. Там же их крою и обрабатываю рейсмусом.

Основная часть инструмента у меня расположена на стендах. Как-то я увидел подобные стенды на иностранных сайтах и заболел: такие же хочу! Всего стендов в мастерской - пять, и я их разделил по назначению инструментов. Для каждого инструмента вырезал индивидуальный крепёж и определил конкретное место - так все инструменты на виду и всегда под рукой.


В качестве материала для стендов использовал старую 10-мм фанеру, которую сверху закрыл ламинатом для пола. Над стендами - небольшие полочки для мелочей. Выполнены из фанеры толщиной 12 мм.


- Самодельный шлифовальный станок был рассчитан на обработку узкими шлифовальными лентами и кругами диаметром 125 мм. Станок очень востребован при работе с маленькими заготовками. Под верстаком расположены полки и ящики.
- Вдоль левой стены идёт узкий металлический верстак. Здесь разместились мой самодельный шлифовальный станок и токарный по дереву. Над верстаком расположены стенды с ходовым инструментом.


- Почти всю правую часть мастерской занимает верстак, обшитый деревом,- это моё основное рабочее место. Над ним расположен ещё один стенд для инструмента по разметке, выше которого - небольшие полки.


- Рядом с верстаком стоит шлифовальный станок, который редко простаивает. Под ним ящик для сбора обрезков. Над станком ещё один стенд - для струбцин.
- Правее - моя самодельная ленточная пила. В углу стационарно установлен пылесос с самодельным циклоном.

Предисловие

Многие хозяева предпочитают и любят реализовывать собственные идеи по дому или просто что-то чинить либо мастерить своими руками. Идеальные условия для таких работ можно создать только в домашней мастерской. В ней должно быть правильно организовано пространство, подобраны и размещены инструменты, станки, другое необходимое оборудование.

Даже самая маленькая домашняя мастерская требует определенного пространства – минимум 3–5 м 2 площади. Идеальный вариант, когда она располагается в отдельном помещении. Последнее обусловлено не только более высоким уровнем комфорта творческого процесса, когда никто и ничто не отвлекает, но и тем, что некоторые станки или иное оборудование, которое устанавливают в мастерской, сильно пылят и шумят.

Редко удается создать выше указанные условия и обустроить домашнюю мастерскую в квартире. Зато подбор приемлемого места для нее на территории частного участка или коттеджа не вызовет практически никаких проблем. В доме под мастерскую можно отвести часть чердака, цокольного этажа, гаража, кладовой , а при достаточном количестве комнат – одно отдельное помещение. Желательно, чтобы в этом случае занимаемая площадь составляла не менее 6,5 м 2 .

Можно также построить специальное сооружение или сделать пристройку к коттеджу, как на фото. В этом случае рекомендуемые размеры помещения под мастерскую: минимальные длина и ширина соответственно – 4,2 м и 2,4 м; максимальная высота – 2,2 м.

Выбирая место или проектируя будущую постройку под мастерскую, сначала необходимо определиться:

  • с видом работ, которые будут в ней выполняться;
  • с основным оборудованием и инструментом, которые потребуется в ней установить: верстак, шкафчики, станки и тому подобное.

Затем следует просчитать, какая площадь потребуется для размещения оборудования и проведения тех или иных работ. Чтобы избежать ошибок в расчетах, рекомендуется набросать схему расстановки верстаков, шкафов, станков и так далее. При ее составлении следует учитывать зазоры и пространство между оборудованием, которые необходимы для свободного проведения работ и перемещения инструментов. Более простой и грубый подсчет состоит в умножении суммарной площади, требуемой для оборудования, на коэффициент 1,5–2.

При определении площади мастерской важно также продумать, где и как будут храниться различные материалы (доски, заготовки, крепеж и так далее). Если непосредственно в мастерской, то к рабочей зоне прибавляют необходимое для складирования пространство. Выбирая место или возводя своими руками отдельное строение под мастерскую, следует помнить, что помещение для нее должно быть сухим, теплым и комфортным наравне с жилыми комнатами . Только в этом случае работа в ней станет максимально плодотворной и будет приносить удовольствие.

Обустраивая своими руками рабочую зону (как на фото) в сарае, неотапливаемом чердаке, гараже или на балконе, следует позаботиться о ее обогреве. Наиболее простой вариант – установка электрического обогревателя: тепловентилятора, конвектора или масляного радиатора. Однако эти приборы не способны обеспечить поддержание постоянного микроклимата и потребляют много электрической энергии. Поэтому есть смысл сделать своими руками утепление и влагоизоляцию помещения.

В частном коттедже для обогрева пристройки, отдельного строения или помещения под мастерскую можно подключиться к домашней отопительной системе. При обустройстве домашней мастерской своими руками важно продумать создание качественного освещения. Оно будет влиять не только на удобство проведения работ, но и на их безопасность. Больше всего должны быть освещены рабочие зоны. При этом предпочтение следует отдавать рассеянным источникам света, не дающим резких теней, дабы не искажалось восприятие пропорций и размеров.

Также необходимо заранее подсчитать примерную суммарную мощность потребления всех приборов и устройств мастерской (включая станки, обогреватели, вентиляторы и освещение), чтобы не перегрузить существующую проводку или правильно выбрать подводящие кабели и провода нужного сечения при прокладке своими руками новой разводки. Домашняя мастерская должна хорошо проветриваться, а для проведения некоторых видов работ иметь принудительную вентиляцию и/или вытяжку. Для снижения за пределами мастерской создаваемого во время работ шума необходимо сделать звукоизоляцию выбранного под нее помещения.

Чтобы не допустить образования чрезмерной запыленности, нужно оборудовать мастерскую мощным пылесосом, желательно специально предназначенным для ремонтных работ. Для уборки мусора и пыли с поверхностей понадобится ветошь. Для сбора различного твердого и острого мусора (гнутых деталей и гвоздей, осколков стекла, пустых банок и тому подобного) следует предусмотреть наличие металлического ведра.

Очень важно в мастерской предусмотреть меры по обеспечению безопасности проведения работ. В помещении для нее не должно быть открытых источников огня и устройств, которые могут привести к их образованию (электрокамина и прочих). В мастерской должен быть огнетушитель, потому что во время некоторых работ возникает разбрызгивание, искрение раскаленного металла, которые могут стать причиной возгорания. Кроме огнетушителя, можно приобрести специальное одеяло или брезент для тушения.

Главное оборудование любой домашней мастерской – верстак. Он бывает столярный или слесарный. Первый больше ориентирован для работ с деревом, второй – с металлом. Если иметь дело придется с обоими материалами, то, скорее всего, понадобится 2 стола. В любом случае следует учитывать, что у слесарного верстака размеры меньше, чем у столярного. Его ширина обычно составляет 0,5–1 м при длине 1–1,5 м.

У столярного верстака ширина чуть меньше, но длина может достигать 2,5 м. Высота обоих рабочих столов подбирается по росту мастера. Когда она недостаточна, сооружают своими руками небольшой фундамент. Если этого не сделать, то во время работы будет быстро наступать утомляемость – в лучшем случае. А в худшем – неправильная высота верстака может послужить причиной получения серьезных травм.

Столярный верстак при желании можно сделать самому (например таким, как на фото). При этом обязательно от стола надо добиться устойчивости и массивности (не менее 100 кг).

В случае необходимости верстак дополнительно фиксируют к полу. Толщина его крышки должна быть не меньше 40–100 мм. Важным оснащением любого верстака являются тиски. Желательно, чтобы их было несколько: с различной величиной развода прижимающих губок и разных размеров. В дополнение к верстаку надо предусмотреть мощный табурет. Если площадь мастерской мала, то вместо верстака можно установить верстачную доску.

Во время работы за верстаком в поле досягаемости должны находиться инструменты, которые нужны чаще всего. Лучше всего их разместить на полочках сбоку или сверху от стола, как на фото. Для редко используемой оснастки и приспособлений следует установить специальные ящики и/или шкафчики. В них также можно хранить различные расходные материалы: клей, растворитель, шурупы и прочее.

В мастерской может дополнительно понадобиться ручной электроинструмент и иное оборудование. При подборе станков следует учитывать, что некоторые из них могут выполнять ряд функций ручных устройств. Помня об этом, можно избежать загромождения мастерской лишним оборудованием и приспособлениями. Подбирая станки и инструмент, следует брать бытовые модели, работающие от обычной сети 220 В.

Набор может достаточно широко варьироваться. В любом случае существует минимально требуемый комплект, включающий молотки, отвертки, пассатижи, кусачки, измерительные инструменты и так далее. Обязательно должен быть штангенциркуль – только с его помощью можно точно измерить диаметр сверл, глубину отверстий или пазов, толщину заготовок и многое другое.

Предисловие

Мастерская – идеальное место для реализации собственного творческого потенциала и выполнения работ, связанных с изготовлением, починкой чего-нибудь "для души", а также направленных на благоустройство и улучшение условий жизни и отдыха. Только здесь можно развернуться в полной мере и создать именно ту рабочую обстановку, которая устраивает во всех отношениях. С нашими рекомендациями вы можете сделать своими руками мастерскую и оснастить ее всеми необходимыми инструментами и оборудованием.

Лучше построить мастерскую заново, причем как отдельное сооружение, а не пристройку к имеющимся на участке строениям. Конечно, можно выделить угол или помещение в доме. Но в этом случае нельзя рассчитывать на комфорт проживающих в нем и отсутствие с их стороны упреков за шум во время работ в мастерской и невольно переносимый в жилые комнаты мусор. К тому же в доме вряд ли найдется достаточно места, чтобы разместить все необходимое: инструменты, верстак, станки и прочее. А работать придется в весьма стесненных условиях, когда никакой речи не может быть не только о комфорте и удобстве, но даже об элементарных правилах безопасности.

Хотя и считается, что минимальная достаточная площадь под мастерскую 5–6,5 м 2 , что наверняка можно обеспечить в доме, этого недостаточно. Что такое 6 м 2 ? Это каморка или угол размером 2×3 м. Такое пространство сгодится только разве под фотолабораторию либо для радиолюбителя.

Когда предполагается сделать слесарную или столярную мастерскую, то 6 м 2 – это почти все равно что ничего. Если даже удастся втиснуть сколько-нибудь полезное и серьезное оборудование в пространство, оставшееся после размещения верстака и самого необходимого для любой мастерской, то работать будет практически невозможно из-за тесноты, во всяком случае с крупными и длинными деталями. Опять же, где хранить в домашней мастерской готовые изделия, заготовки, пиломатериал?

Столярная мастерская своими руками

Гараж – тоже не вариант. Придется каждый раз выгонять машину, чтобы не повредить ее во время работ. Зимой из-за этого в гаражной мастерской будет трудновато и весьма энергозатратно поддерживать комфортную для работы температуру. Кроме того, придется пожертвовать частью пространства под автомобильные запчасти, инструмент.

Переоборудовать подходящий по размерам сарай под мастерскую – вариант, но сомнительный. Для мастерской нужны нормальные окна и двери, утепление, отопление, свет, вентиляция и желательно вода. Этого наверняка в сарае нет и придется делать. Сам он может быть размещен в неудачном для мастерской месте. В сарае может потребоваться перепланировка или создание отдельных помещений, если их нет. Это как раз тот случай, про который говорят – проще сломать и заново построить.

Кроме того, у мастерской должен быть основательный фундамент, а именно – плитный. Особенно если в ней будут установлены напольные станки. И особенно если они для слесарной мастерской. Часто приобретают списанное и просто старое оборудование, в том числе еще советских времен. Оно тяжелое, громоздкое и создает при работе приличную вибрацию. В любом случае мастерская то место, где нагрузка на пол очень высока. Неизбежны падения тяжелых предметов, работа может сопровождаться ударами чего-нибудь (например, молотка либо кувалды) по чему-нибудь (детали или заготовке), что отдается в пол. По последнему, бывает, приходится что-то волочить. И даже самый небольшой настольный станок хоть немного, но вибрирует, тем самым внося свою лепту в процесс разрушения основания помещения.

Плитный фундамент еще может быть в гараже, но в сарае вряд ли и маловероятно, что в доме. Если мастерскую размещать на втором этаже жилого строения, чердаке или в мансарде, то там тоже не у всех построек достаточно прочный и крепкий пол.

Место на участке для мастерской желательно подобрать на открытом пространстве, чтобы на нее не падала тень от деревьев либо других построек. За счет этого зимой возможна небольшая экономия на отоплении или просто будет потеплее работать, так как в погожие дни солнце поможет с обогревом. А круглый год в светлое время суток не понадобится включать осветительные приборы или можно будет использовать их минимально, так как будет достаточно хорошее естественное освещение, которое, кстати, лучше для глаз. Кроме того, это позволит сэкономить на электроэнергии.

Мастерскую по возможности следует строить подальше от дома и построек с домашними животными, так как даже если в ней не предполагается размещать слишком шумное оборудование, все равно практически любая работа будет сопровождаться далеко не самыми приятными для любого слуха звуками. Правда, чем дальше от дома, тем, как правило, протяженнее получаются подводимые коммуникации (электричество, отопление и водопровод), а это дополнительные затраты.

Место под строительство мастерской

Также рекомендуется, чтобы мастерская не была в низине. Там, как правило, скапливается дождевая и от растаявшего снега вода. Если даже мастерскую не будет подтапливать, то и избыточная влажность станет серьезным испытанием для самой постройки, инструментов станков и подведенных коммуникаций. Все это будет быстрее приходить в негодность. Не исключены даже аварийные ситуации, например, короткие замыкания проводки или в оборудовании. Можно, конечно, предпринять защитные меры против подтоплений и влажности. Сооружая своими руками мастерскую, сделать фундамент более высоким и с гидроизоляцией, предусмотреть по возможности водоотвод от него, позаботиться об усилении влагоизоляции всего сооружения и тому подобное. Однако все это потребует дополнительных финансовых затрат, а также усилий и времени на обустройство.

Желательно, чтобы на выбранном месте был удобный доступ к мастерской в любое время года. Чтобы зимой ее сильно не заметало, иначе придется приложить немало усилий на периодическую расчистку дорожки и подступа к входным дверям, а весной – значительно больший объем снега откидать от стен для предотвращения их подтопления. И, наконец, если на участке имеются места, которые совсем не подходят либо малопригодны для выращивания любых растений, то рекомендуется под мастерскую выбрать одно из них.

Прежде чем приступать к разработке проекта, надо сначала определиться, какие работы предполагается выполнять в мастерской: только столярные либо слесарные, а может быть, те и другие. Лучше всего составить полный список всех видов работ. Рекомендуется также подумать о возможном пополнении этого перечня в перспективе. Может быть через месяц или полгода появится желание сделать своими руками такое изделие, при изготовлении которого потребуется выполнить операцию, ранее не предусмотренную.

На основании списка видов работ составляем уже 2 других перечня – для требуемого основного и вспомогательного оборудования и оснащения мастерской. В них надо включить все, что должно будет находиться внутри постройки. (от отвертки и кувалды до дрели и болгарки), метизы, крепеж, вспомогательную оснастку, мелкие и небольшие заготовки, готовые изделия и тому подобное, а также порошковый огнетушитель и аптечку группируем в первый список, который может быть приблизительным и не очень подробным. Решаем как все это добро будем размещать и хранить. В зависимости от размеров и частоты использования то или иное оснащение из этого списка можно поместить: в шкафы, на стеллажи и полки, повесить на крючья, закрепленные на стене.

Второй перечень должен включать:

  1. Верстак. Если в мастерской предполагается выполнять и слесарные, и столярные работы, то два верстака. Слесарный и столярный отличаются друг от друга.
  2. Все необходимые станки.
  3. Оборудование, которое, возможно, потребуется установить в перспективе.
  4. Пылесос, лучше специальный строительный – для уборки мусора.
  5. Отопительные приборы. Лучше, чтобы это были обычные батареи, подключенные к центральной или отопительной системе дома, особенно если планируется построить деревянную мастерскую. Электрические приборы будут потреблять много электроэнергии, а некоторые виды из них пожароопасны (электрокамины, например). Различного типа печи, в том числе длительного горения тоже рекомендуется использовать только в каменных постройках (бетонных, из кирпича, блоков, панелей).
  6. Ящик с песком (на случай возгорания проводки или оборудования).
  7. Умывальник.
  8. Емкость с водой.
  9. Вешалка для спецодежды.
  10. Стул.

Оборудование в мастерской

Добавляем к этому списку образовавшееся дополнительное оснащение мастерской: шкафы и стеллажи. Полки и крюки можно не учитывать – для них на стене всегда найдется подходящее место.

Теперь надо решить, будут ли использоваться для работы крупногабаритные и длинные материалы (например, доски, брус либо уголок, пруток и так далее), заготовки и стоит ли выделять в мастерской под них место. Рекомендуется предусмотреть для них отдельный стеллаж или, хотя бы для начала, отдельную зону шириной 0,5–1 м и длиной не менее 6 м. Иначе они потом будут мешаться под ногами во время работы, либо их придется оставлять на улице, если больше не найдется куда на время пристроить (в сарай, например). Под открытым небом металл будет ржаветь, дерево сперва пропитается влагой, а потом рано или поздно начнет гнить.

Стеллаж или место для хранения материалов и заготовок тоже добавляем ко второму списку оборудования и оснащения. Этот подробный перечень позволит точно определить размеры мастерской.

Вот теперь можно переходить непосредственно к самому проектированию. Его результатом необязательно должен стать комплект выполненных по всем правилам чертежей, достаточно сделать своими руками несколько эскизов без соблюдения масштаба. Главное, чтобы они были как можно более подробными. На эскизах надо нарисовать все элементы постройки, включая небольшие и мелкие детали. И, разумеется, на них должны быть указаны все размеры – внешние и внутренние мастерской, а также ее элементов. Несколько эскизов необходимы по той причине, что на одном и даже двух невозможно во всех проекциях и подробностях отобразить конструкции постройки, да еще и ее элементов.

Начинаем проектирование с расчета площади, необходимой для размещения всего оборудования и оснащения мастерской, перечисленного во втором списке (правила составления в предыдущей главе).

Простой, быстрый, но в то же время весьма неточный способ вычисления состоит в умножении суммы площадей всех размещаемых в мастерской объектов на приблизительный коэффициент 1,5–2. Считается, что этот метод должен обеспечить необходимое свободное пространство для работы и передвижения между расставленным в уже построенной мастерской оборудованием. Однако на деле такой подход может вызвать множество сложностей, особенно если размещаемых объектов много и у них сильно отличаются или большие габариты. Скорее всего при расстановке оборудования придется неоднократно все переставлять заново, при этом что-то вынося обратно на улицу, а потом вновь затаскивая в мастерскую. И не факт, что в результате таких длительных мытарств все получится идеально – будет везде удобно перемещаться и работать.

Расчет площади помещения под мастерскую

Чтобы точно определить не только площадь, но и внутренние размеры мастерской (длину и ширину), необходимо сделать своими руками схему расстановки всех размещаемых объектов. Ее составление лучше всего выполнить с помощью двух листов миллиметровой бумаги. Из одного вырезаем в масштабе 1:20 (или другом, но чтобы было кратно 10) прямоугольники и квадратики габаритов расставляемых объектов. Подписываем их в соответствии с тем, к какому оборудованию или оснащению они относятся. На втором листе миллиметровки все это раскладываем, стараясь скомпоновать в границах прямоугольного или квадратного периметра. Учитываем пространство и зазоры между объектами, которые требуются для удобного и свободного выполнения работ, а также собственного и перемещения инструментов, материалов и прочего.

Не забываем, что эта расстановка выполняется в выбранном для оборудования масштабе – надо периодически расстояния на бумаге переводить в реальные, чтобы не допустить ошибку. Рекомендуется следующий порядок проектирования этим способом. Сначала проводим на бумаге 2 перпендикулярные линии. Это будут 2 стены и угол будущего помещения мастерской. Отмечаем на одной из линий входную дверь. Указываем ее ширину. Она должна быть не меньше стандартной или равняться ширине самого большого станка (оборудования) либо его самой крупной детали, если его придется заносить по частям в разобранном виде. Теперь относительно и начиная от имеющихся угла и двери расставляем на бумаге все оснащение мастерской. К каждому станку и рабочему месту должен быть обеспечен беспрепятственный доступ со всех сторон, которые предусмотрены выполняемыми на них операциями. В завершение дорисовываем оставшиеся 2 стены.

Указываем, где будут находиться окна. Их лучше расположить в восточных и/или восточных стенах. И света больше, и зимой теплее. Затем, если схема расстановки составлялась на миллиметровой бумаге, замеряем на ней все размеры (включая расстояния между оборудованием). Переводим их согласно выбранному масштабу в реальные значения, которые и указываем в соответствующих местах на схеме. Если схема составлялась на обычной бумаге, желаемые размеры указываем в процессе ее разработки.

В мастерской рекомендуется сделать 2 помещения. Одно – рабочее, где будет стоять все оборудование и оснащение. Второе – небольшое подсобное и отделяющее первое от улицы. Наличие этого помещения зимой предотвратит понижение температуры во время открывания входной двери при входе и выходе в самой мастерской и сделает ее более теплой. Это же позволит немного экономить на отоплении.

В подсобке следует разместить вешалку для спецодежды, умывальник, один отопительный прибор и может быть даже шкафчики для заготовок, готовых изделий, редко используемых инструментов и еще чего-то подобного. Не помешает здесь также небольшой столик со всеми атрибутами для чаепития и топчан, чтобы не отвлекаться надолго от работы и не носить грязь в дом, делая короткие перекусы или перекуры.

Дверь с улицы в подсобку должна находиться напротив входа в саму мастерскую. Иначе будет трудно или невозможно занести длинные материалы (доски, пруток и так далее). Размеры подсобки определяются составлением на бумаге схемы размещения ее обстановки. Обе схемы – для подсобного помещения и самой мастерской – делаем на одном листе.

Схемы размещения обстановки в мастерском помещении

Если стеллаж или место для хранения длинномерных заготовок и материалов решено было разместить внутри мастерской, то они должны располагаться напротив ее входной двери. Оборудование, предназначенное для распиливания и раскроя, должно располагаться тут же поблизости. То есть рядом со стеллажом для материалов, чтобы заготовки не надо было для первоначальной обработки переносить на другой конец мастерской.

После составления схемы размещения оборудования в мастерской и определения ее площади делаем проект (эскизы) постройки. Для определения внешних размеров к внутренним прибавляем толщину предполагаемых стен. Высоту потолков и тип кровли выбираем по собственному усмотрению, чтобы это было по карману, удобно для работы и можно было сделать своими руками.

Мастерская должна быть оборудована вентиляцией. Лучше, если она будет принудительная (а не обычная приточно-вытяжная) и от каждого рабочего места, особенно если предполагаются работы с деревом. Сделать ее можно такой же, как и . Прорисовываем все элементы этого оборудования мастерской на эскизах и указываем его размеры и параметры.

В завершение показываем на проекте размещение приборов освещения (общего и локального для каждого рабочего места), разводку электропроводки и заземления. К каждому оборудованию должна быть подведена отдельная розетка. Заземлять необходимо все станки и розетки. Затем указываем на эскизах каким способом и с какой стороны в мастерскую заводятся все коммуникации (электроэнергия, отопление и водопровод).

В выбранном месте делаем разметку по периметру будущей мастерской. Выкапываем котлован глубиной 60–80 см под плитный фундамент. Ставим по его периметру опалубку. На дно засыпаем гравийно-песчаную подушку. Трамбуем ее, после чего толщина подсыпки должна составить не меньше 15–20 см. Затем желательно сделать армирование будущего фундамента. Для этого используем арматурные сетку либо прутья, первый ряд которых укладываем на дно, а второй – крепим выше на 20–30 см к опалубке. Затем заливаем бетон. Фундамент должен получиться выступающим над поверхностью почвы минимум на 15–20 см.

Когда предполагается установка громоздких и/или тяжелых станков, требующих жесткой фиксации к полу, то под них следует в фундаменте сразу, пока еще не затвердел бетон, установить в соответствующих местах согласно схеме расстановки оборудования шпильки с резьбой либо другой стальной крепеж. После полного затвердевания бетона эти станки можно установить и закрепить, если есть опасения, что занести в построенную мастерскую их будет невозможно или проблематично. Затем до конца строительства это оборудование надо как следует накрыть брезентом либо полиэтиленовой пленкой.

Если решено сделать мастерскую деревянной, то лучше всего, чтобы она была каркасной из брусьев и досок. Строение получится теплым, а возводить и проводить дальнейшие его оборудование и отделку будет достаточно просто. Но в этом случае в местах установки стоек каркаса необходимо в бетон фундамента сразу после его заливки вставить шпильки с резьбой либо арматурные прутья. После полного затвердевания бетона строим мастерскую согласно проекту так же, как и . Если решено сделать своими руками каменную мастерскую (из блоков либо кирпича), то возводим ее, как и .

Каркасная мастерская из брусьев и досок

Затем обустраиваем пол. Его можно сделать многослойным. Засыпаем на фундамент слой песка толщиной 3–5 см. Затем укладываем толь, а сверху – дощатый настил. Другой вариант – вместо досок использовать бетон. Перед его заливкой на толь укладываем арматурную сетку, а после тщательно выравниваем поверхность пола. Такой основе не страшны падения на нее тяжелых предметов и она надежно защитит фундамент от подобного разрушающего воздействия, особенно в слесарной мастерской. Правда, в последней желательно все-таки еще поверх пола уложить листы резины либо транспортерную ленту. Они защитят основу от масла и иных активных веществ.

После этого, если мастерская деревянная, желательно внутри ее провести огнезащитную обработку всей древесины специальными составами. Затем заводим в мастерскую коммуникации и делаем их внутреннюю разводку. Все кабели и провода выбираем с сечением, соответствующем токовой нагрузке на них. В деревянной мастерской прокладываем их в металлических трубках либо коробах, чтобы обезопасить строение от возгорания в случае короткого замыкания. При необходимости крепим внутри постройки на стены потолок и двери звукоизоляционные материалы.

Затем заносим в мастерскую и расставляем, монтируем все оборудование и оснащение по своим местам. Что нужно подсоединяем, подключаем. Потом уже проводим мероприятия, завершающие .

В данной статье представлена обзорные фото-галереи, в которой собраны самые разные идеи и варианты реализации мечты: Моя идеальная Мастерская. Информация структурирована, дополнена пояснениями и много схем и фотографий.

Какой любитель или Мастер не мечтает о своем укромном уголке, в котором бы он мог воплощать свои мечты и идеи? А уж у нашего русского человека кулибинская жила заложена с генами. Нам дай только время, место и инструменты в руки и эх, мы тут как развернемся, да как душа запоет...​

В этой статье фото — галерее мы собрали самые разные идеи и варианты реализации своей Мечты: от инструментального ящика и верстака в квартире (доме, сарайке) до полноценной, отдельно стоящей Мастерской, оснащенной полным спектром оборудования и инструментов, которые могут Вам понадобиться.

Также есть фото Мастерской с исторической точки зрения — как это делали столяры в прошлые века. Конечно же добавлены и современные решения.

У всех свой путь к своей Мастерской Мечты, но как и в любом другом деле варианты решения и результат зависят от подхода и опыта. Можно сделать своими руками максимально просто. Зачастую мы именно к этому и привыкли: сделать быстро и дешево, без украшательства и удобств. Потому как всегда не хватает ни средств, ни времени, и посему имеем то, что имеем. Но все же на примерах других решений — с выдумкой, основательным подходом и творческими руками - мы покажем как можно сделать свою Мастерскую Мечты.





Рабочее место: стол с рабочей поверхностью или Верстак

Сразу рассмотрим примеры рабочих поверхностей.

Рабочая поверхность и ее исполнение сильно зависит от направления Вашей деятельности: моделизм, столярное дело или какое-то другое ремесло. А также зависит и от условий размещения и Ваших возможностей.

Рассмотрим в общем варианты рабочих поверхностей в зависимости от направления деятельности.

Рабочее место моделиста выглядит так:



Важное замечание — для сидячего рабочего места необходимо учитывать зону охвата. На схеме указаны минимально допустимые размеры:

Верстак может быть самых разных размеров и форм.

Может быть как в настольном исполнении:

И как мини верстак скамейка

Рабочий стол с возможностями верстака:


Примеры полноценного столярного верстака могут выглядеть так:

Вот что рекомендует отраслевой стандарт применительно к столярным верстакам.

"... В столярной мастерской верстаки располагаются перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева. Целесообразно расставлять верстаки в 4-5 рядов по 4 верстака в каждом ряду с расстоянием между рядами — не менее 100 см. ​Площадь на одного столяра: 4.5 кв. м.

Отраслевой стандарт на столярные верстаки с деревянным основанием предусматривает следующие требования:

  • Высота верстака может быть трех положений 700+15,790+15, 900+15 мм; размеры столешницы: длина — не менее 800, ширина — не менее 450 мм; влажность древесины для изготовления деталей верстака не должна быть более 12%; все деревянные детали должны быть изготовлены из лиственных пород (Пиломатериалы. ГОСТ 2695-71) или хвойных пород (ГОСТ СЭВ 2369-80), при условии покрытия основных рабочих поверхностей фанерой по ГОСТу 3916-69; высота табурета должна фиксироваться в пределах от 700 до 750 мм, форма сидения круглая, диаметром 350+5 мм или квадратная со стороной 350+5 мм; средний срок службы столярных верстаков должен составлять не менее 6 лет (для высшей категорий качества — не менее 8 лет)... "

По поводу высоты размещения рабочей поверхности при работе стоя в эргономике есть следующие рекомендации: на картинке Первый рис — для точных работ, Второй рис — для легких работ, Третий рис — для тяжелых работ:

Еще добротные примеры столярных верстаков:


Большое значение в мастерской играет сборочный стол, где можно производить сборку изделий.
Но во многих случаях его заменяет или верстак или многофункциональный стол.

В этом плане отличным готовым решением является MFT-3 стол от Festool :


и его меньшие собратья, взявшие эту идею на вооружение. К примеру верстак KREG


Самодельщики пошли дальше и усовершенствовали на свой лад эту идею:

Или стационарный стол в дополнение к самому столу MFT-3

Большая рабочая поверхность зачастую необходима в Мастерской, где необходимо работать с большими заготовками, и поэтому нередко, в целях экономии места, стол или верстак может быть объединен со станками в большую единую рабочую поверхность:



Посмотреть подробнее обзор верстаков Вы можете на странице Столярные верстаки и столы для столярных работ: варианты и конструктивное исполнение

Но к этому можно подойти творчески и со вкусом. И даже банки из под малосольных огурчиков будут выглядеть уместно.



Простой, легко повторяемый, но при этом красивый и удобный способ размещения инструментов. Все в открытом доступе и под рукой.
А вот японский вариант размещения столярных инструментов (теперь понятно почему все японские рубанки примерно одной высоты): Под европейский инструмент нужны и полки поглубже:

Не менее важный вопрос: как хранить струбцины. Это может быть навесная полка с ложементами:



Или на подвижной тележке, можно сделать самим или купить, например Стойку на колесах Piher

Не стоит забывать и о месте хранения материала.

Причем вариант на фотографии справа — предпочтительнее, так как обеспечивает хорошую вентиляцию почти каждой доски.

В прошлые века они выглядели так:

И каждый из них ценился не меньше самого содержимого.


Современные решения выглядят не так монументально, но при этом отличаются большей изобретательностью:


Ящики, систейнеры и органайзеры имеются и заводского изготовления:

Особое место в системах хранения инструмента занимают .

Их главное достоинство — стыковка друг с другом, с пылесосами (сверху). и кроме того они выдерживают вес 120 кг. То есть человек плотной комплекции может встать на них не боясь сломать.



Ящик сундук. Так делали раньше:


А так делают сейчас:



По прежнему делают и ящики комоды

Комбинация верстака, встроенного в комод старинной фирмы Hammacher-Schlemmer:


Вы можете купить план-схему с чертежами и построить свою собственную версию этого универсального и самодостаточного рабочего места:

Такие ящики в прошлые века зачастую делали переносными, поэтому раньше в них старались вместить как можно больше

Особенно преуспел в этом Генри О. Стадли — столяр, фортепианных дел мастер из Массачусетса 30 лет потратил на создание набора инструментов для ремонта, настройки и даже сборки «с нуля» роялей, пианино и органов. В чемодане размером 99×46х23 см (в закрытом виде) вмещается более 300 уникальных инструментов и приспособлений ручной работы.

Видео обзор ящика для столярных инструментов Генри О. Стадли

Главное при размещении инструмента учитывать разделение на зоны с близким функциональным назначением: пилы в одном месте, рубанки в другом, измерительный инструмент в третьем и так далее.



В прошлые века рабочее место столяра - стол — верстак — был объединен с шкафом-комодом для хранения инструментов.


Есть рабочая поверхность. Есть инструмент и есть где хранить его. И вот уже рождается наша — домашняя Мастерская. При этом конечно же мы больше ценим свое, созданное своими руками — самодельную домашнюю Мастерскую.

С накоплением инструмента, Мастерская обрастает разнообразными инструментальными шкафами, удобными полочками и как мы уже отметили, минимум одним большим столом, верстаком (кому что нужно). А далее система хранения. начинает расширятся до свой «стены», угла, комнаты.

Необходимо учитывать на сколько все удобно размещено. На этот случай эргономика советует следующее:

Справа — минимальные размеры проемов в дюймах (25,4 см)

В поиске своего стиля Мастер обустраивает помещение Мастерской на свое личное усмотрение, по которому уже многое можно сказать о его хозяине.

К примеру, столярную Мастерскую трудно спутать с чем-то еще. Так она выглядела в основном в прошлые века:

А вот решение, где все «вращается» вокруг самого Мастера. Сразу видно, что здесь главное положение для работы — сидячее.

Внесение небольшого декора может добавить привлекательности Мастерской.

А вот так выглядит современная домашняя столярная Мастерская:

Домашнюю кузню тоже не перепутаешь ни с чем. Так она выглядела не только в прошлые века, но зачастую и сейчас нередко встретить такие кузни:

А вот так может выглядеть современная полноценная кузнечная фабрика:

Обустроить все компактно, удобно, да еще и красиво, со вкусом — это ли не высший пилотаж!

Но со временем комнаты становится со временем мало. И мы обустраиваем гараж под Мастерскую и тоже отрываемся кто как может и умеет. Тут тоже многое зависит от направления увлечения. Кто-то тяготеет к металлу и делает слесарную Мастерскую с соответствующим оснащением.

При этом для изготовления слесарной автомастерской могут быть использованы самые современные материалы, оснащение и приспособления:

Ниже - примеры обустройства Мастерской и их оснащение самыми разными инструментами и станками.

Некоторые Мастера являются любителями какого-то одного бренда.

Вот так может выглядеть Мастерская с инструментом Festool (Фестул) :


В конце концов Ваша мастерская может быть просто Вашей «берлогой»:

Но, при особом стремлении...

Фактически может получится готовая мебельная Мастерская или даже мини фабрика. К примеру, идеальная студия мастерская или идеальное рабочее место, где хочется проводить побольше времени.

*- по поводу поставки станков Hammer Вы можете обратиться к менеджерам нашей компании.

Вид на аналогичную Мастерскую с левого и с правого заднего угла.

А вот так могут выглядеть полноценные мебельные цеха

Впрочем, это может быть не чисто столярная, а универсальная Мастерская, в которой вы сможете реализовывать свои самые смелые идеи.

Фото пример Российского Мастера

Столярное оснащение: Комбинированный бельгийский станок Robland HX 310 PRO (поставим Вам по запросу), торцовочная пила Festool Kapex 120 ,ручной фрезер Festool OF 1400 , фрезер дюбельный Festool DOMINO DF 500 , шипорезка Leigh D4R Pro 600мм с устройством пылеудаления и поддержки фрезера, шлифмашина ленточная Festool BS 75 E-Set , шлифмашинка Mirka DEROS 5650CV , пылесос Festool CLEANTEX CTL 26 E и пылесос FESTOOL CLEANTEC CT 17 E .

Стелажи сборные из стандартых элементов.

Вся деревянная мебель в Мастерской изготовлена своими силами.

Данный верстак собственного изготовления. Рама сварная из профиля коробчатого сечения. Винты для тисков также собственного изготовления. Столешница из клееных березовых брусков, покрыта маслом ОСМО 3062. По поводу материала — решение необычное, но уже почти год использования не выявил никаких недочетов.

Такие изделия он делает в своей Мастерской:

Кроме мебели, он занимается и внутренней отделкой деревом. Стены и потолок в данном помещении сделаны из клееных панелей собственного изготовления.

Еще раз приглашаем всех желающих делится своим опытом и успехами!

Наружный облик Мастерской

Решение о том, как будет выглядеть Мастерская снаружи, зависит от Вашего вкуса и возможностей:

И наконец доходит дело и до отдельно стоящей своей Мастерской. Зачастую ее делают (строят) своими руками от фундамента и до полного оснащения.

Но чтобы сделать полноценную Мастерскую, заложив с самого проекта в ней и удобство и целесообразность, необходимо понимать как правильно все скомпоновать и разместить

Поискав, какие все же требования предъявляются к данным помещениям, мы нашли следующую информацию:

"... Площадь помещения мастерской зависит от количества работников, состава и сложности выполняемых работ.
При мастерской устраивается: технологическое помещение; инструментальная; заготовительная.
Высота потолков — минимальная 3.3 м., входные и проходные проемы в ширину не менее 90 см., высотой не менее 2 м.
Технологические требования наполняемости столярной мастерской должны соответствовать (ГОСТ).
Все работники должны быть обеспечены персональными местами не менее 4,5 кв.м и индивидуальным рабочим инструментом.

Обратите внимание на эти рекомендации!
При проектировании Мастерской немаловажную роль играет изначально правильное планирование внутреннего пространства Мастерской. Эских Мастерской следует делать «изнутри» - от наполнения. Естественно не забывая ограничений участка, на котором она будет располагаться.

Схема размещения в гараже:

Если Вы делаете план — эскиз домашней мастерской столяра с разными вариантами размещения сами, то лучше рисовать его на размеченной заранее бумаге.

Шаг в 0,5 метра вполне удобен. Но конечно же для удобства Вы можете сделать и более частую клетку.

Вы можете конечно озадачить и профессионального чертежника:

При проектировании Вам необходимо заранее продумать схему вентиляции и схему размещения системы пылеудаления в Мастерской. Это особенно актуально при работе с вредной пылью (древесная пыль относится к ней).

Если площади позволяют, то лучше учесть сразу возможность удобного перемещения и свободу действий. Особенно если в мастерской будут работать несколько человек. В этом случае у каждого должно быить свое рабочее место.

Целесообразно рассматривать варианты расположения оборудования с учетом маршрута движения как материала, так и работника(-ков) в ходе выполнения операций. Это сэкономит время в процессе выполнения работ по изготовлению изделий и не позволит Вам «потерять голову», кружа между станками и столами.

В любом случае возможностей сейчас для исполнения Мечты — великое множество. Сколько Мастеров — столько и вариантов. И мы рады будем, если наша подборка будет Вам полезна!

Поделиться