Виды отделки швейных изделий. Декоративные отделки

    Классификация видов отделки швейных изделий.

    Поверхностная отделка материалов и изделий с использованием клеевых материалов.

    Химические методы придания деталям одежды различных поверхностных эффектов.

    Отделка деталей швейных изделий из термопластичных материалов сварными строчками и швами.

    Химические методы объемной отделки одежды.

    Химическая технология получения аксессуаров одежды.

    Гардеробная отделка швейных изделий.

    Потребительские свойства швейных изделий неразрывно связаны с колористическим и художественным оформлением материалов и деталей одежды.

Отделка деталей, узлов, изделий направлена на повышение художественной выразительности одежды и придание ей товарного вида (лекция 1). Эта группа методов химической технологии стала формироваться значительно раньше остальных.

Украшения появились раньше костюма. Сначала человек стал разрисовывать себя материалом, добытым из земли, растений, животных. Позднее индейцы стали наносить на тело орнамент в виде татуировки, которая уже долго держалась на коже.

Выразительность своего тела некоторые народности подчеркивали искусственной деформацией (увеличением или уменьшением) его отдельных частей, что можно считать толчком к деформации материалов, используемых при изготовлении одежды. Т.о., все приемы украшения тела человека: рисунок, цвет, деформация его частей, навесные украшения, существовавшие до появления одежды, перешли на одежду.

Одежда, и в частности ее отделка, пережили ряд этапов своего исторического развития. В настоящее время ассортимент отделок одежды очень велик.

Все виды отделки по способу их изготовления условно можно разделить на 3 группы:

    Поверхностная отделка;

    Объемная отделка;

    Дополнительные аксессуары (съемные отделочные детали).

К поверхностной относятся отделки, выполненные непосредственно на поверхности деталей одежды, пространственная форма материала изделия при этом не изменяется.

Объемная отделка обеспечивает объемную форму изделия и его отдельных деталей за счет изменения пространственного расположения материала изделия. Объемную отделку можно условно разделить на подвижную и неподвижную. Неподвижная отделка – это такая объемная форма, которая не изменяется и обычно закреплена с помощью дополнительных материалов (ниток, прокладок, клеев): буфы, защипы, декоративное выстегивание. Подвижная объемная отделка предусматривает некоторую свободу изменения первоначальной формы: драпировки, складки и т.п.

Различают отделку, выполненную преимущественно механическим способом, т.е. достигнутую физическими воздействиями (ниточное, заклепочное соединение, тепловая обработка), и отделку, операции которой связаны с воздействием химических препаратов и процессов (рис.1).

    Клеевой способ изготовления отделок (аппликаций, эмблем) заключается в том, что полотно, предназначенное для получения отделочных элементов, соединяют и прессуют с клеевой паутинкой, клеевой сеткой или пленкой на прессе или утюгом, используя фторопластовую пленку в качестве проутюжильника. После этого вырезают или вырубают (в зависимости от имеющегося оборудования) деталь отделки заданной конфигурации, которую прикрепляют к деталям путем тепловой обработки.

В изделиях из х/б тканей материал для аппликации дублируют полиэтиленовой пленкой на прессе при температуре 1205 0 С, давлении 0,050,01 МПа и времени воздействия 355 с.

Для прикрепления аппликации к основному материалу может быть использован клей БФ-6: деталь аппликации из ткани увлажняют, дают слегка подсохнуть, наносят два слоя клея, давая каждому слою подсохнуть. Накладывают аппликацию поверхностью на лицевую сторону детали и склеивают на прессе или утюгом (температура прессующей поверхности 150-180 0 С, утюжильной 160-190 0 С, давление 0,01-0,05 МПа, время прессования 20-90 с в зависимости от вида ткани).

Термоклеевая вышивка выполняется на вышивальном п/а в виде заготовок-вышивок, лицевая сторона которых получена шелковыми нитками, а изнаночная сторона – клеевой нитью. Заготовка-вышивка делается на специальной термостойкой тканевой подложке, которая при приклеивании полностью разрушается. Остатки разрушенной структуры вспомогательной подложки удаляются. Приклеивание заготовки производят на деталях кроя или на готовых изделиях с помощью пресса или утюга при температуре 150-170 0 С и давлении 0,02-0,05 МПа в течение 5-50 с.

Клеевые вышивки, аппликации устойчивы к х/ч и стирке.

Готовое швейное изделие без отделки малопривлекательно для потребителя. Для того чтобы «оживить» изделие, украсить его, известно довольно много способов и реализующих их видов технологического оборудования. Особое внимание отделке изделий уделяется в последнее время.

Ведущим направлением в области отделки является вышивка , которая с каждым годом становится всё популярнее. Вышитые изделия и просто вышитые ткани смотрятся очень эффектно и могут придать исключительность даже самым простым изделиям. А разнообразие ассортимента и нарядность изделия сомнений не вызывают.

Больших успехов здесь достигли фирмы «Tajima» (Япония), «Barudan» (Япония), «Sun-Star» (Южная Корея), «ZSK» (Германия), «Melco» (США). Конструктивное разнообразие оборудования для вышивки велико. Так, число шьющих головок в агрегате колеблется от 1÷2 до 20 и более. Число сменяемых цветных ниток от 6 до 15. Поле вышивки одной головки достигает размера 450  550 мм; длина стежка – от 0,1 до 12,7 мм. Скорость шитья до 1200 об/мин (при длине стежка 2÷3 мм), а иногда и 1500 об/мин. Оборудование может воспроизвести на ткани с помощью цветных ниток картины известных художников. Общий вид одной из таких установок показан на рисунке 1.

Рис. 1. Вышивальная машина


Совершенствование этой техники идёт следующими путями: увеличивается объём памяти, увеличивается число шьющих головок (до 60 шт.), вводятся в конструкцию устройства для автоматической замены шпуль в челноках; комбинируются в одной установке различные отделки: вышивка, аппликация, настрачивание шнура, вышивка цепным стежком. Уменьшаются размеры изделий, которые можно закрепить в зажимах машины.

Особенно эффективно сочетание известных вышивальных машин с лазерной установкой. Здесь возможности художника могут реализовываться гораздо полнее. Он может создавать многослойные композиции сложного профиля, производить гравировку, делать аппликации из различных материалов, включая фольгу. Можно, в угоду моде, имитировать потёртости, дыры. Диаметр пятна реза примерно 0,2 мм. Лазерная вырезка очень точна и аккуратна, не зависит от сложности контура; программируется, как и вышивка. Она позволяет выполнять такой сложный вид отделки, как «ришелье». При этом край после обрезки на тканях, содержащих синтетику, подплавляется, и предотвращается осыпание.

Несколько слов о стёжке . Всем известная стёжка «ромбиками» или «волнами» – примитив, который ушёл в прошлое.

Сегодня стёжка приближается к вышивке. Используется укладка шнура, ленты, стёжка пайетками (блестками), бисером, стеклярусом. Управление осуществляется не кулачками, а компьютером через серводвигатели, а потому сложность рисунка ограничивается только фантазией художника. Челноки не «лодочка», а ротационные; это позволило увеличить скорость работы с 600 до 1000 об/мин. Спаренные иглы позволяют получать сжатую прошивку. Натяжение материала при перематывании с рулона на рулон осуществляется сжатым воздухом.

Область применения вышитых тканей весьма велика: портьеры, тюль, драпировка стен и проёмов в зданиях, покрытие мебели, постельное бельё, нарядная вечерняя одежда (рис. 2).


Рис. 2. Образцы стёжки

Модным сегодня направлением отделки является обработка изделий ручным стежком . Строчки, состоящие из таких стежков, прокладываются на мужских пиджаках, женских жакетах, сорочках. И если это раньше была действительно строчка, выполненная ручным способом, что медленно и дорого, то теперь появились для этой цели специальные машины. Некоторые из них имитируют ручной стежок, но есть и такие, которые полностью повторяют строчку, выполненную опытным портным.

В этом случае машинная игла имеет заострение с двух сторон и ушко посередине. Два цанговых зажима передают её, заправленную ниткой, друг другу. Механизм довольно сложен, и, кроме того, нитка при шитье многократно проходит сквозь игольное отверстие, что ведёт к потере её прочности, и производители рекомендуют для этих машин специальные нитки.

Естественно, работа подобных машин более производительна. В качестве примера такой машины назовём DECO-2000 ATT американской фирмы «AMF Rеесе». На ней прокладывают отделочные строчки, например, по борту пиджака, на шлицах, вытачках, на листочках, на карманах.

В последнее время появились машины для прикрепления к одежде отделочных элементов из термопластичной пластмассы с помощью ультразвуковых генераторов. Выпускает такое оборудование фирма «V1VISION TECH.CO» (Южная Корея). Машина под маркой VHS-540 имеет две корзины (бункера), в которых размещается два вида фурнитуры. Поштучно автоматически фурнитура подаётся в рабочую зону и с помощью одновременного нагрева и действия ультразвука отделочный элемент прикрепляется к ткани. Такое двойное воздействие увеличивает прочность соединения. Простым переключением оператор может перейти от одного вида фурнитуры к другому, то есть на подачу то из одной корзины, то из другой (рис. 3).

Рис. 3. Ультразвуковая установка для прикрепления фурнитуры

одежде (стразы, блёстки)

Та же фирма демонстрировала установку, скомбинированную из швейной машины челночного стежка и устройства, подающего под иглу пайетки (блёстки) , отделяемые от металлической полосы. При шитье игла попадает в отверстие пайетки и прикрепляет её к изделию. Пайетки могут нашиваться вплотную друг к другу или с интервалами. Величина подачи изменяется с помощью кулачкового механизма.

Ещё одна интересная машина разработана фирмой «SALLI» (Южная Корея). Лента из термопластичного материала перематывается с кассеты на кассету. В рабочей зоне установлен пуансон, который выбивает из ленты небольшую плоскую фигурку, которая тут же прикрепляется к поверхности ткани за счёт ультразвукового разогрева. Подставляя под пуансон различные участки ткани, можно получить достаточно интересной формы яркую отделку.

Для отделки изделий из более плотных, несыпучих материалов (сукно, тонкая кожа) используется машина SRC-50 фирмы «SALLI» (рис. 4).

Рис. 4. Машина для отделки плотных материалов

В этой машине в качестве рабочего органа используется ролик, на который нанесён рисунок. Под действием волн ультразвуковой частоты рисунок ролика при прокатывании его по ткани перфорирует эту ткань, высекая на ней мелкие отверстия, что в совокупности образует своеобразную мережку. Новая оригинальная отделка.

Используются в отделке рисунки, выполненные с помощью лазера, сварочные устройства для прикрепления отделочных полос, установки для изготовления цифр и всевозможных надписей на футболках, куртках, сумках, платках.

До настоящего времени рисунки и надписи наносились методом шелкографии. Это способ нанесения краски через трафарет. Но при этом, если изображение должно быть многоцветным, нужно накладывать несколько слоёв (опять через трафарет) друг на друга. Отсюда не всегда хорошее качество, да и производительность невелика.

Современный метод печати по текстилю – метод прямого нанесения на ткань рисунка с помощью принтера, подобного таким, что широко используются в канцелярской деятельности (рис. 5).

Изображения очень чёткие, почти фотографического качества. Ограничений по цвету нет.

Для получения рисунка применяются чернила на водной основе. На ощупь изображение не отличается от основной ткани. Закрепление рисунка осуществляется при температуре 150–185 °С с помощью термопресса, что позволяет добиться полной фиксации красок на ткани.

Краски, которые используются в принтерах, не влияют негативно на кожу человека, так как это чернила на водной основе. Современная технология предоставляет возможность полноцветной печати на тканях с различным волокнистым составом. Оборудование поставляют фирмы «Brother» (Япония), «Ana Jet» (США).


Рис. 5. Принтер для печати по текстилю

Ещё один вид отделки – рисунки и надписи , сделанные на основе термотрансферных плёнок. Область применения – рабочая и спортивная одежда. Отделка яркая, хорошо видимая, обладает высокой устойчивостью к стиркам, химчисткам, агрессивным внешним проявлениям.

Рис. 6. Пресс для установки на одежду крючков, петель, пуговиц


Плёночные надписи выполняются из тонких плёнок (всего 55÷60 микрон), которые при тепловом воздействии привариваются к изделию, образуя с тканью как бы одно целое.

Термотрансферные плёнки изготавливаются из полиуретана или поливинилхлорида. В их состав входит ещё и клей. Он активируется под действием тепла и проникает в структуру ткани, а при остывании полимеризуется, закрепляя рисунок.

Для получения такой отделки нужны режущий плоттер (это известный всем принтер, имеющий вместо печатающей головки нож) и термопресс. Оборудование и плёнки предлагает фирма Zenon (Германия).

Фирма «Gutos» (Германия) продемонстрировала системную технику (рис. 6) для установки на одежду различного вида пуговиц, крючков, петель, зажимов, которые кроме своего основного назначения «что-то удерживать» могут нести ещё и отделочную функцию – украсить одежду. Эта фурнитура может быть металлической и пластмассовой, гладкой и с рисунком. Иногда пуговицы делаются обтянутыми тканями; той же, из которой изготовлена одежда или, наоборот, контрастной.

Особняком стоит отделка джинсовых изделий. Сейчас новые джинсы поступают в продажу в таком виде, как будто их уже долго носили: полинявшая краска, местные потёртости, даже дыры – таковы требования моды. Достигается это варкой в стиральной машине со специальными камнями (типа пемзы) и с биологически активными веществами – энзимами. Технологии эти весьма сложны, но на сегодняшний день хорошо отработаны. Такие фирмы, как «Tonello» (Италия) или «Novozymes» (Дания), поставляют оборудование и химические компоненты в необходимых количествах.

Оборудование для варки и химической обработки джинсовых изделий похоже на стиральные машины, используемые в прачечных, только больше по размерам и покрепче в конструкции.

Машина (рис. 7) состоит из неподвижной станины, на которой смонтирован водонепроницаемый корпус. Внутри корпуса вращается барабан, разделённый на секции продольными пластинами. В корпусе – люк для загрузки обрабатываемых изделий, камней и химических реактивов.

Рис.7 Установка для варки Джинс

отделка швейное изделие оборудование ткань

Объёмы машин (имеются различные варианты) рассчитаны на массу от 100 до 600 кг сухих джинс.

В машине выполняются замачивание, стирка, варка, отбеливание джинсов, а в некоторых конструкциях ещё и отжим.

При вращении барабана джинсы поднимаются разделительными пластинами в верхнюю часть барабана, откуда под действием своей тяжести падают вниз. Процесс повторяющийся и идёт, примерно, два часа; при использовании энзимов – 20÷30 минут. За это время на ткани образуются потёртости, джинсы приобретают линялый, поношенный вид.

После отжима влажные джинсы поступают в сепаратор (рис. 8), где из изделий извлекают камни и песок. После чего джинсы сушат и утюжат.


Рис. 8. Сепаратор для извлечения камней из изделий после варки

Для последней операции используют пресса и паровоздушные манекены (рис. 9).

Вообще говоря, в области отделки швейных изделий за последние годы появилась такая разнообразная и производительная техника, с такими технологическими возможностями, что из очень трудоёмкого и дорогого этот процесс стал обычным и доступным даже для небольших предприятий.

Рис. 9. Заключительная операция в отделке джинс


Хочется отметить и такую деталь: для отделки возрождаются методы, известные давно, но незаслуженно забытые. Речь идёт о нанесении на изделие цепных ниточных строчек. Машины, выполняющие такую отделку, выпускались ещё и в СССР Полтавским заводом «Легмаш». Машина имела обозначение ВМ-50. Ныне, естественно, производство закрыто.

Однако некоторые фирмы, в частности «NV. A. DE KONINCK SA» из Бельгии, с успехом торгуют этим оборудованием различных модификаций.

Базовая машина в группе – Cornely LG3 (рис. 10) имеет плоскую платформу, под которой находятся механизм обводчика нитки и рукоятка управления машиной. Процесс петлеобразования осуществляется иглой, имеющей близ своего острия крючок, упомянутым обводчиком и прижимным капсюлем. С помощью этих органов образуется однониточная цепная строчка, при этом петельки в цепочке образуется сверху на обрабатываемом материале.

Перемещение полуфабриката осуществляется транспортирующей лапкой, имеющей рабочую поверхность в виде кольца. Нитка в машине подаётся снизу через обводчик. Применяется машина для выполнения около десятка различных строчек. В её арсенале:

Цепная однолинейная тамбурная строчка;

Строчка типа «мох» (у нас её часто называют «барашек») для сплошного заполнения некоторых участков вышивки;

Различные типы спиралей;

Пришивка лент, шнуров, сутажа;

Строчка «отхлёстка» и др.

Скоростной режим машины 1100 об/мин. Нитки – всех типов: хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые, синтетические. Обрабатываемые материалы в достаточно широкой номенклатуре, вплоть до кожи.

Определённый интерес представляет ещё одна машина той же фирмы Cornely LG. Она используется для изготовления мережки на полотенцах, постельном белье, блузках, занавесках, скатертях. С помощью двух игл, двух вращающихся в горизонтальной плоскости челноков, специальных прокалывателей и расширителя образуется челночная зигзагообразная строчка, скрепляющая поперечные нити ткани в столбики – так называемая ажурная строчка. Ширина ажура до 8 мм, шаг ажура до 5 мм.

Описанное оборудование весьма интересно для швейных предприятий небольшой мощности и списывать его ещё рано.

Рис. 10. Вышивальная машина с ручным управлением

Современное оборудование для выполнения отделочных строчек успешно производит японская фирма «KANSAY SPECIAL». Она создает свою технику на базе плоского цепного стежка с различными видами покровной нити. Двигатель механизма, обеспечивающего подачу покровной нити, в некоторых вариантах машин осуществляется при помощи сменных копиров, что позволяет получить различные отделочные эффекты.

Интересны многоигольные машины этой же фирмы. С увеличением количества игл представляется возможным увеличивать ширину отделочной нитяной полосы до 150 мм.

В области влажно-тепловой отделки швейных изделий технический парк состоит из традиционных столов для утюжки и столов с парогенераторами, прессов с различными видами подушек, паровых манекенов. Правда, все они выполнены на новой элементной основе в системах управления.

Влажно-тепловая обработка (ВТО) является одним из сложнейших этапов изготовления одежды, от качества проведения которого зависит формоустойчивость и внешний вид изделия.

ВТО представляет собою интенсивный процесс тепло- и массообмена, протекающий в очень короткое время и сопровождающийся механическим воздействием на материал.

Под воздействием на материал тепла и влаги ослабляется действие межмолекулярных сил в волокнах и они приобретают состояние, называемое эластическим. Материал в таком состоянии легко поддаётся деформациям.

Подвергая материал в эластическом состоянии давлению, осуществляют утонение и перегибание краёв, образуют складки, устраняют неровности и замины на поверхности. Деформация вызывает изменение конфигурации цепей молекул. Удаление влаги из материала и его охлаждение после деформации способствуют установлению связи между молекулами в новом состоянии. Благодаря этому закрепляется приданная материалу деформация.

От ВТО во многом зависит качество изделия. Опытным и расчётным путём найдены необходимые режимы обработки, и несоблюдение их ведёт к браку, часто не устранимому. Процесс ВТО может быть представлен в виде непрерывного цикла, состоящего из четырёх этапов:

1) ориентация полуфабриката относительно рабочих органов;

2) увлажнение и нагрев материала для перевода его волокон в эластичное состояние;

3) деформация материала путём давления утюга или пресса на обрабатываемый участок;

4) сушка и фиксация полученной деформации.

Увлажнение производится водой или паром.

Увлажнение с помощью пара имеет целый ряд преимуществ по сравнению с увлажнением водой: равномерное увлажнение и ускоренный процесс ВТО за счёт быстрого нагрева материала и почти полное отсутствие блеска на поверхности материала (лас).

Сушка материала и фиксация полученной деформации происходит в процессе удаления избыточной влаги под воздействием нагретой гладильной подушки или утюга. С принудительным отсосом паров влаги процесс идёт более интенсивно.

Выбор режимов ВТО изделий является важным, ответственным и весьма сложным этапом. Неправильно подобранные режимы ведут к появлению лас, внешним и внутренним опалам, тепловой усадке, оплавлению ворса, пятнам, изменению цвета.

Конкретные режимы достаточно хорошо разработаны и подробно описаны в литературе. Основные виды влажно-тепловых операций приведены в таблице.

Основные виды влажно-тепловых операций

Операция Характер операции Область применения
1 2 3
Влажно-тепловая обработка Обработка деталей или изделий посредством спец. оборудования с использованием влаги, теплоты и давления Внутрипроцессная обработка и окончательная отделка
Утюжильная обработка деталей Выполнение ряда операций влажно-тепловой обработки с помощью утюжильного оборудования Придание деталям желаемой формы, обработка краёв деталей, швов
Прессование Выполнение операций с помощью пресса в целях уменьшения толщины шва, края или закрепления швов в нужном положении Прессование краёв бортов, низа изделий, складок
Приутюживание Уменьшение толщины шва, сгиба складок или края детали посредством утюга или пресса Приутюживание карманов, бортов, воротников, складок
Разутюживание Раскладывание припусков швов или складок в разные стороны и закрепление их в таком положении с помощью утюга или пресса Разутюживание боковых, плечевых швов, швов рукавов
Заутюживание Укладывание краёв деталей, припусков швов, складок на одну сторону и закрепление их в таком положении Заутюживание среднего шва спинки, швов юбки, рельефов, складок
Сутюживание Уменьшение длины края или площади отдельных участков изделия посредством влажно-тепловой обработки для получения выпуклых форм на смежном участке Сутюживание краёв полочек для получения выпуклости в области груди; сутюживание посадки, например, рукавов; сутюживание слабины в концах вытачек
Оттягивание Удлинение края детали посредством влажно-тепловой обработки для получения вогнутой формы на смежном участке Оттягивание переднего среза рукава, среза стойки нижнего воротника, воланов, беек и т.д.
Отпаривание Обработка изделия паром для удаления с деталей лас, возникших в результате утюжки Отпаривание готовых изделий
Проутюживание Удаление сгибов и заминов на материале или деталях изделия утюгом посредством влажно-тепловой обработки Проутюживание материала перед раскроем, деталей перед обработкой
Пропаривание ВТО, обеспечивающая насыщение изделия паром Пропаривание изделия или отдельных деталей перед прессованием или одновременно с прессованием
Декатирование материала ВТО материала паром и просушивание для предотвращения последующей усадки Декатирование материала перед раскроем

Для выполнения операций по влажно-тепловой обработке применяют различные по конструкции, размерам и мощности утюги, гладильные столы, прессы и паровоздушные манекены (рис. 11–13).


Рис. 11. Виды утюгов


Рис. 12. Пресс для ВТО воротника и манжет мужской сорочки

Тон задают фирмы «Macpi» (Италия), «Veit» (Германия), «Rotondi» (Италия) (рис. 14).


Рис. 13. Паровоздушные манекены

в секции влажно-тепловой обработки мужских сорочек

Эти же фирмы производят установки для предпродажной подготовки одежды. Поскольку производство массовых видов швейных изделий перешло в страны Юго-Восточной Азии, они приходят в Европу огромными партиями в тюках, контейнерах, навалом. Естественно, мнутся. На упомянутых установках изделия в закрытой камере на вешалках продуваются тёплым воздухом определённой влажности и расправляются. После чего упаковываются в полиэтилен и в подвешенном виде поступают в продажу.

Необходимо отметить, что на конечном этапе изготовления швейных изделий серьёзным моментом является необходимость сохранить достигнутое всеми предыдущими процессами качество. С этой целью создано и выпускается серийно укладочное оборудование, установки для упаковки.

Из всего сказанного ясно, что технические достижения сегодняшнего дня позволяют довести до массового потребления без искажения все художественные достоинства, которые вложил автор в созданную им модель.


Рис. 14. Оборудование для влажно-тепловой обработки

Отделочный участок, где изделиям придаётся конечный (товарный) вид, комплектуется ещё оборудованием, облегчающим маркировку и упаковку. Это последнее, весьма важное звено всей производственной цепочки. От него зависит, в каком состоянии изделие дойдёт до торговой точки или до другого места реализации продукции, то есть, в конечном итоге, до конкретного потребителя.

Вопросами упаковки занимается множество фирм, однако на этом участке ещё очень много ручного труда. В принципе, упаковку мелких и простых изделий (трусы, майки, полотенца, носки, постельное бельё) удалось неплохо механизировать. Разумно решён процесс складывания и упаковки сорочек в полиэтиленовые пакеты. И потому эти изделия попадают в продажу в виде, который вызывает у потребителя только положительные эмоции. Красочные запечатанные пакеты, яркие картонные коробочки.

Просто решается упаковка и транспортировка джинсовых изделий.

А вот упаковка костюмов, пальто, платьев ещё ждёт своего оптимального решения. Пока наилучшее сегодня – это надетое на плечевую вешалку изделие и закрытое в полиэтиленовом мешке. Транспортировка изделий осуществляется в подвешенном виде на той же вешалке.


Библиографический список


1. Пармон Ф.М. Композиция костюма: одежда, обувь, аксессуары: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 2007. – 318 с.

2. Рейбарх Л.Б., Лейбман С.Я., Рейбарх Л.П. Оборудование швейного производства. – М.: Легпромбытиздат, 2008. – 288 с.

3. Франц В.Я. Охрана труда на швейных предприятиях. – М.: Легпромбытиздат, 2007. – 256 с.

4. Жуков Ю.В. Итоги работы лёгкой промышленности в 2006 г. // Швейная промышленность. – 2007. – № 2. – С. 2–12.


План лекции:

1. Классификация видов отделки

2. Зависимость отделки одежды от ее стилевой принадлежности

Классификация видов отделки

Ассортимент применяемых отделок при изготовлении современной женской, мужской и детской одежды из различных материалов очень разнообразен. Он включает как хорошо известные в производстве одежды виды, так и нетрадиционные, связанные со свойствами конкретных материалов и с появлением новых технологий изготовления отделки.

Все виды отделки одежды по способу изготовления могут быть разделены на три группы: поверхностная отделка, объемная отделка, дополнительные аксессуары.

Поверхностная отделка выполняется непосредственно на поверхности деталей одежды, пространственная форма материала при этом не изменяется. К ней относятся:

Отделочные строчки и швы, которые подчеркивают, усиливают конструктивные линии, швы, края деталей, делая их более заметными;

Отделка тесьмой, сутажем, шнуром, бейкой, бахромой, которые используются для отделки краев деталей. Тесьма, сутаж, шнур могут быть использованы для вышивания сложных узоров;

Вышивка, которая может быть ручной и машинной, выполненной с помощью различного материала (нитками, бисером, стеклярусом, жемчугом, пайетками);

Аппликация, выполненная разными способами (ниточным, клеевым, сварным) из различных материалов;

Отделка фурнитурой - металлической, пластмассовой, деревянной, из драгоценных металлов и камней. Роль фурнитуры выполняют пуговицы, застежка-молния, пряжки, кнопки, крючки, блочки и т. п.;

Комбинирование материалов, когда сочетаются ткани одной и той же фактуры разных цветов; ткани различных фактур одного цвета; ткани различных фактур и контрастного цвета;

Объемная отделка обеспечивает объемную форму изделия и отдельных его деталей за счет изменения пространственного расположения материала. Объемную отделку можно условно подразделить на два вида:

Подвижная отделка - объемная форма, которая предусматривает некоторую свободу изменения первоначальной формы. Это драпировки, складки, воланы, сборки, плиссе, гофре и т. п.;

Неподвижная отделка - это такая объемная форма, которая не изменяется и обычно закреплена с помощью дополнительных материалов: ниток, прокладок, клеев. К неподвижным видам объемной отделки относятся буфы, защипы, декоративное выстегивание.

Дополнителъные аксессуары одежды - это съемные отделочные детали: шарфы, галстуки, цветы, кокилье, жабо, воротники, манжеты, пояса и др.

Различают отделку, выполненную преимущественно механическим способом, т. е. достигнутую физическими воздействиями, и отделку, операции которой связаны с воздействием химических процессов и препаратов. Группа съемных отделочных деталей в представленной класси- фикации не рассматривается, так как она не выполняется непосредственно на самом изделии.

К физическим воздействиям относят давление разной величины, развиваемое одновременно в течение определенного времени, растяжение, трение, просасывание воздуха, воздействие тепла на мокрые, влажные, сухие изделия. Физическими воздействиями осуществляются ниточное и заклепочное соединения. Физическое воздействие тепла направлено на изменение поверхности материала, придание изделиям определенной формы без нарушения структуры материала.

Химические процессы изменяют структуру волокон. При отделке швейных изделий химические способы могут быть использованы при клеевом соединении аппликаций и эмблем с основным материалом, при фиксации форм складок плиссе с предварительной обработкой материала полимерными композициями.

В большей или меньшей степени перечисленные виды отделок используются при проектировании и изготовлении швейных изделий из различных материалов. Выбор того или иного вида отделки зависит от вида, фактуры, свойств и стоимости материала, назначения изделия, его формы, а также от ряда других факторов и для швейных изделий из различных материалов имеет свои особенности.

При выборе отделки, входящей в композиционные элементы формы одежды определенного стиля, необходимо определить не только вид отделки, но и технику ее выполнения. Способы выполнения отделок разнообразны и зависят от вида материала и назначения изделия. Развитие производства новых видов материалов с новыми свойствами и внешним видом вызывает и появление новых видов отделки.



Как сделать самостоятельно драпировку бусинами, бахрому в джинсовых изделиях, защипы, настрочные складки по талии, полосы (бейки) или трикотажную вставку.
Для декорирования швейного изделия можно использовать практически все, что есть под рукой: бусины, тесьму, ленты, остатки материалов (Журнал "Ателье № 1 2015").

Драпировка бусинами
Этот декор (илл. 1) выполняется на основной детали с помощью бусин среднего размера. Материал изделия должен обладать высокими пластичными свойствами, чтобы образовались красивые складки. Можно использовать шифон, легкие плательные ткани или тонкий трикотаж. Таким декором можно украсить блузку или платье в области груди, придавая дополнительный объем. Технически выполнить декор несложно, сложнее учесть драпировку в конструкции изделия. Для изготовления декора потребуются прочные нитки в тон основного материала, игла для ручной работы и бусины среднего размера. Размер складок, количество бусин зависят от вашего желания и от модельных особенностей изделия. Для закрепления бусин используется нитка в два сложения. Продеть иглу с изнаночной стороны материала на лицевую. Образовать первую складку, продеть иглу через первую бусину. Затянуть стежок. Затем снова складка, бусина и так далее (илл. 2). Завершить декор нужно складкой, затянуть нитку, чтобы складки и бусины декора не распадались. Вывести иглу на изнаночную сторону, закрепить нитку. Декор готов.
***
Бахрома в джинсовых изделиях
Джинсовые изделия не выходят из моды, соответственно, остается актуальной и тема их декора. Отделка джинсовых изделий, как правило, осуществляется с помощью химических реагентов - в домашних условиях это сделать сложно. А вот украсить или обновить любимые джинсовые вещи с помощью бахромы вполне реально. Рассмотрим несколько вариантов отделки бахромой.

Вариант 1
На илл. 3 представлен декор в виде настроченных полос с бахромой по обеим сторонам.
Нарезать полоски из джинсовой ткани шириной 3,0 см. Длина их зависит от необходимого размера декора. Полосы могут отличаться по цвету и фактуре от основной ткани. Предварительно нужно заготовить полосы: сделать бахрому шириной 1,0 см с обеих сторон каждой полосы (илл. 4). Наметить на основной детали положение декора, настрочить каждую полосу по четырем сторонам ее центральной части (на расстоянии 0,1 см от бахромы). Если боковые открытые срезы не войдут впоследствии в швы, то при настрачивании рекомендуется их подогнуть на 0,5 см или также сделать бахрому. Приутюжить. Декор готов.

Вариант 2
На илл. 5 приведен еще один способ декорирования полосами с бахромой. Потребуются полосы шириной 2,5 см. С одной длинной стороны полосы сделать бахрому шириной 1,0 см. Обработка боковых срезов может быть различна: либо сделать бахрому, либо они войдут в швы при дальнейшей обработке, либо оставить необработанными (в джинсовой одежде это допускается). Наметить положение декора на основной детали. Притачать, совмещая лицевые стороны деталей, каждую полосу к основной детали швом шириной 0,5 см (илл. 6). Отогнуть полосы, закрывая швы, и настрочить их, прокладывая строчки на расстоянии 0,7 см (илл. 7). В данном случае припуск шва будет закрыт полностью - «чистая» обработка. Приутюжить.

Вариант 3
Более сложный и трудоемкий вариант отделки бахромой представлен на илл. 8. Здесь показан только один фрагмент. В изделии можно использовать как фрагмент, так и сделать всю модель из стачанных треугольников (илл. 9).
Для одного фрагмента потребуется 6 равносторонних треугольников. Припуски по сторонам треугольника по 1,0 см. Важно при раскрое обратить внимание на направление нитей основы. В данном случае направление нитей основы на треугольниках совпадает с одной из сторон деталей - это внешние срезы. Два других среза деталей выкроены, соответственно, в косом направлении нитей основы. Бахрому из косых срезов сделать сложнее, она будет неравномерной. Но в данном случае это необходимо, чтобы бахрома была одинакова по обеим сторонам детали и внутри шестигранника. Бахрома по внешним срезам шестигранника будет другого цвета (в данном случае белого).
Стачать 6 треугольников между собой швом шириной 1,0 см (илл. 10), складывая их изнаночными сторонами друг к другу (таким образом, припуски швов будут расположены с лицевой стороны). Оставить нестачанными участки по 1,0 см в начале и конце каждой строчки (илл. 11, 12). В центре шестигранника все швы должны сойтись в одну точку. Открытые участки около срезов нужны для того, чтобы сделать бахрому.


После того, как фрагмент собран, сделать бахрому с помощью иглы. Так как срезы швов выкроены по косой, бахрома получится неравномерная. Это неважно, для джинсовой одежды допускается некоторая небрежность.
Если нам нужно для декора несколько фрагментов, то следует заготовить отдельно каждый, а затем уже собрать их между собой по аналогичной схеме - швами наружу. Цвет бахромы по внешним срезам фрагментов будет иной (в данном случае белый). Причина в том, что внешние срезы треугольников выкроены вдоль направления нитей основы, а не по косой. За счет этого каждый шестигранник дополнительно выделится на общем фоне.
СОВЕТ: Срезы детали, выкроенной в косом направлении нитей основы,обладают меньшей осыпаемостью. Бахрому на косых срезах сделать сложнее, она будет неравномерной.
Легче сделать бахрому на срезе детали, расположенном вдоль нитей основы или в поперечном направлении.
***
Защипы
Вариант защипов, представленный на илл. 13, несложный в выполнении, но требует аккуратности и точности. Этот декор может занять все пространство изделия, став ключевой идеей костюма, а может быть небольшим фрагментом - отделкой. Размеры квадратов могут отличаться. Основной материал должен быть со стабильной, неэластичной структурой как в направлении нитей основы, так и в направлении нитей утка (в противном случае при застрачивании защипов ткань может деформироваться).
Наметить положение защипов с лицевой стороны основной детали. В данном случае это квадраты со стороной 4,0 см (илл. 14).
Застрочить по намеченным линиям горизонтальные защипы, прокладывая строчки на расстоянии 0,1 см от сгиба ткани (илл. 15). Один защип застрачивать справа налево, другой - слева направо. Это позволит избежать перекосов ткани. Приутюжить защипы на ребро.
После застрачивания горизонтальных защипов основная деталь будет выглядеть, как на илл. 16. При желании на этом можно и остановиться. Такой вариант тоже выглядит завершенным декором. Далее застрочить вертикальные защипы, также чередуя направление застрачивания (илл. 17). Приутюжить защипы на ребро.




СОВЕТ: При застрачивании ряда защипов нужно один защип застрачивать справа налево, а другой-слева направо. Если застрачивать все защипы в одном направлении, то произойдет перекос детали.
***
Настрочные складки по талии
Настрочные складки по талии показаны на илл. 18. Это многофункциональный элемент, который:
- выполняет роль талиевых вытачек на плечевом изделии;
- придает дополнительный объем;
- является декоративным элементом. Наметить положение складок с изнаночной стороны основной детали несколькими линиями:
- двумя горизонтальными - уровень начала и конца складки;
- двумя вертикальными - боковая и средняя линия складки (илл. 19).
Последовательно обработать складки: перегнуть деталь лицевой стороной внутрь по средней линии складки и застрочить каждую складку по боковой линии, начиная и заканчивая строчку у горизонтальных линий разметки (илл.20 и 21). Сначала приутюжить складки на ребро, затем заутюжить припуски всех складок в одну сторону. Направление припусков складок зависит от модели и места расположения складок. Как правило, припуски вытачек, складок, рельефов заутюживаются к средней линии детали, на которой они расположены.




Настрочить складки, прокладывая строчки на расстоянии 0,2 см от швов их застрачивания (илл. 22). Если отделочная строчка узкая (0,1-0,2 см), то ее можно проложить четко вдоль строчки складки. Если отделочная строчка шире (0,5-0,7 см), то требуется красиво закончить строчки настрачивания, два варианта показаны на илл. 23. Декор готов.
С изнаночной стороны он выглядит, как на илл. 24 и 25. Уместно его применение и в таком виде: складки застрачивать на лицевую сторону изделия, а не на изнаночную.


***
Настроченные полосы (бейки)
Эффектный декор, основанный на совмещении двух видов разнофактурных тканей, представлен на илл. 26. Основная идея заключена в том, что на тонкую прозрачную ткань (шифон или сетку) настрочены полосы плотной ткани или ленты, как в данном случае (илл. 27). Смешение разных фактур, как правило, всегда интересно. Легче выполнить этот декор, если основная ткань неэластичная.
При использовании неэластичных лент (а также беек, выкроенных в продольном направлении нитей основы из отделочной ткани) их настрачивание на основную деталь возможно только по прямой, без фигурных изгибов.
Если требуются изогнутые линии, то нужно использовать бейки из отделочной ткани, выкроенные в косом направлении нитей основы и неширокие. Чем уже бейки, тем более изогнутые линии отделки возможны.


***
Трикотажная вставка
Эффектную декоративную вставку можно сделать в изделии из трикотажа (илл. 28). Основное требование к трикотажу - петли полотна не должны распускаться. На отделочной детали (вставке) петельные столбики должны располагаться вертикально. На 4-ниточном оверлоке притачать вставку к двум боковым деталям швом шириной 0,8 см. Заутюжить швы на боковые детали и настрочить их, прокладывая строчки на расстоянии 0,1 см (илл. 29). Приутюжить. На вставке наметить полосы декора (илл. 30). Ширина полос зависит от свойств трикотажа. Существует трикотаж, который при растяжении сильно закручивается на срезах. Для такого вида материала ширину полос нужно сделать больше. В данном случае трикотаж таким свойством не обладает, и достаточно ширину полосы сделать 1,0 см. Аккуратно разрезать вставку по намеченным линиям. Приутюжить. Декор готов. Конструкцию изделия можно рассчитать так, чтобы вставка с декором была либо в натяжении (илл. 28), либо в «свободном падении» (илл. 31).

Разделы: Коррекционная педагогика

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.

Мода хоть и мимолётна, но успевает зафиксировать определённые моменты социального развития.

Габриель Тард

Цель урока: познакомить учащихся с историей моды от каменного века и до нашего времени.

Задачи:

  • Формировать представление о способах отделки изделия, ее назначении.
  • Учить применять отделку, в соответствии с видом, формой и цветом изделия.
  • Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность.

Средства обучения: стенд «Виды отделки»; образцы выполненных цветов.

Раздаточный материал: ткань, технологические карты, инструктаж по ТБ.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение нового.

2. Оргмомент

«Свиток»

Прочтите зашифрованные в этом свитке название словарных слов, которые будут звучать на протяжении всего занятия.

Ключ. Ищите буквы русского алфавита.

Словарь: отделка, цветок, мода, красота.

3. Устный фронтальный опрос с элементами демонстрации

(На столе стоит зелёный сундучок)

Нынче к нам на наш урок
Поутру невесть откуда,
Глянь-ка, прислан сундучок –
Чудо, цвета изумруда
И окован серебром…
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтём.
(достаю грамоту и читаю).
Здесь дружок таится клад,
И сокровища лежат.
А какие угадай,
А потом и открывай!

– Давайте подумаем, что за сокровища в нём лежат?
Сундук-то старинный… Может, мы найдём в нем кружева белоснежные или яркие вышивки?
Итак, открываем короб! Вот так славный товар! Ах, так что же это? Ваша задача, определить к какой вид отделки на этом изделии?
(Учитель достаёт поочерёдно изделия, дети называют виды отделки.)
Народные умельцы творят своими руками чудеса!

– Тема сегодняшнего занятия «Декоративное оформление швейного изделия». В ходе предыдущих уроков вы познакомились с элементами отделки на изделиях, а сегодня во время практической работы выполните простейшее оформление изделия – съёмный цветок – брошь. Тема эта выбрана не случайно. Мы с вами в предыдущих классах шили фартуки, ремонтировали одежду, т. е. выполняли заплаты, немного вышивали. Эту тему мы как-то, так или иначе, затрагивали. Давайте вспомним:
– Какие виды отделки используются при изготовлении фартука? Для оформления блузки, салфетки, скатерти, подушки?
– А можно ли применять эти отделки при изготовлении юбки, платья?
– Можно ли выполнить заплату в виде аппликации?

Вывод: Мы вспомнили виды отделки, Таким образом, один вид отделки можно использовать в различных изделиях.

– А сейчас перенесёмся в прошлое.

– Украшение на одежде известны от каменного века и до нашего времени.

Стремление к красоте – одно из тех свойств, которые во все эпохи было присуще человеку. Красивая внешность помогала ему ощутить себя нужным и желанным в кругу тех людей, с которыми он общался. Недаром во всех религиях мира люди наделяли своих богов вечной молодостью и красотой. И из века в век одним из важнейших элементов внешней красоты служила одежда .

Одежда – совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.
Одежда бывает природного происхождения (у первобытных племён одежда изготавливается из листьев растений). Следует отметить, что одежда традиционно соответствует полу носителя одежды. Поэтому чаще всего по одежде можно опознать мужчину или женщину

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых.

Возникновение одежды и моды. Одежда - одно из древнейших изобретений человека. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора. Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов. С появлением ткачества, одежда изготовлялась из ткани.

Вначале 11 века ткани были уже более высокого качества. Рыцари той эпохи носили длинные кольчуги и поножи с наколенниками. Носили плащи с вышитым гербом. Молодые дама носили длинные платья с длинными прилегающими рукавами, украшенными несложными цветными узорами.
Туфли делались из мягкой кожи и вышивались.

Распространённой мужской одеждой в ту эпоху была свободная, открытая у шеи туника, в талии перехваченая тонким кожаным поясом. Узкие чулки-штаны шились, но форме ноги. Туфли из мягкой кожи имели острые носы, иногда дюйма на два длиннее ступни. Женщины носили довольно широкое, до пола, нижнее платье с узкими рукавами. Верхнее платье этого фасона имело сзади небольшой шлейф и иногда подбиралось спереди как для удобства ходьбы, так и для того, чтобы можно было видеть богатую ткань, из которой сшито нижнее платье. Широкого покроя длинный свободный плащ из богатой ткани с завязками из лент на плечах набрасывался поверх наряда. Туфли делались из мягкой кожи.

Костюм 13 века изображённого на рисунке мужчины может служить примером экстравагантности моды. Это широкое мешковатое одеяние было как длинным, так и коротким. На рисунке представлен короткий вариант. Длинные рукава заканчивались у запястий очень широкими манжетами. Высокий, до затылка, воротник застёгивался спереди у подбородка. Туника перехватывалась в талии разукрашенным кожаным поясом. Это было время абсурдной моды на башмаки с длинными острыми носами (так называемые "пулен", или "краков"). Чтобы иметь возможность ходить, их приходилось подвязывать к колену золотой цепочкой.
У женщин были в ходу простые облегающие нижние одежды, состоящие из цельнокроеной юбки и застёгивающеюся спереди корсажа с круглым вырезом у шеи. Рукава были узкими, длиной до запястий, и от запястья до локтя декорировались пуговицами. На уровне бёдер надевался обруч. Верхнее платье часто оторачивалось по краю мехом. Волосы были полностью скрыты расшитым золотом и жемчугом чепчиком.

В конце XIV века итальянские щёголи одевались столь экстравагантно, что их наряды больше походили на маскарадные костюмы. Короткий и без застёжек широкий колет ("дублеты" – слева) открывал грудь. Рукава с буфами наверху плотно облегали руку ниже локтя. Поверх узких, иногда двуцветных чулок-штанов надевались короткие верхние штаны. Носили также чулки длиной три четверти. Носки башмаков стали тупыми и широкими, задники низкими, и по бокам отворачивались в стороны. Талию охватывал вычурный кожаный пояс, на котором носили кошелёк с кистями и меч. Касторовые шляпы ярких цветов продолжали оставаться элементом высокой моды.
Башмаки имели тупые носы и низкую пятку. В моде были круглые шапочки, их носили представители большинства сословий. Тёплый плащ или накидка являлись необходимым дополнением костюма.

В середине XVI века придворные носили колеты с прокладкой, высоким воротом и прорезями, через которые проглядывали белые буфы рубашки. Прорези обшивались драгоценными камнями и узорной каймой. Талию охватывали два белых кушака, с одного из которых свисал украшенный золотом кинжал. Ноги короля облегают белые чулки-штаны, причём левый чулок у колена украшен королевской подвязкой. Широкая верхняя куртка красного бархата оторочена соболем и богато расшита золотым шнуром. На Генрихе золотая цепь с драгоценными камнями, в руке кожаные перчатки.
Королева Джейн Сеймур изображена в типичном для этого времени головном уборе, напоминающем покатую крышу. Низкий квадратный вырез красного бархатного платья украшен лентами с жемчугами и рубинами. Разрез юбки вниз от талии в форме перевёрнутой буквы V открывает расшитую нижнюю юбку, подходящую по цвету к длинным, с прорезями, фальшивым рукавам. Широкие обшлага откинуты и подколоты к локтю. Колоколообразная форма юбки достигалась иногда за счёт гофрирования ткани, из которой шилась нижняя юбка. Украшения состоят из колец и великолепных серёг.

Уже в конце XVI платье дамы имеет длинный облегающий лиф. Глубокое декольте отделано кружевными оборками. Прямые рукава доходят до локтя и оканчиваются широкими кружевными манжетами-оборками. К выходным нарядам обязательно надевались высокие, до локтя, перчатки из шелка или мягкой тонкой кожи
Посмотрев на офицера 1678 г. сзади, мы увидели бы "жюстокор" во всю его длину. Этот камзол не имел воротника и застёгивался спереди на пуговицы и вычурные петли. Рукава слегка расширялись и оканчивались отложными манжетами. От правого плеча до левого бедра через грудь и спину офицера перекинута длинная расшитая перевязь, поддерживающая шпагу. Она также украшена петлями из лент, известными под названием "узелки для шпаги". Талию охватывает шёлковый кушак с кистями на концах. Очень распространены были широкие, доходящие до колена штаны. На ногах носили башмаки с квадратными носами и длинным язычком от подъёма до щиколотки, которые застёгивались с помощью ремешков и пряжки. Все следовавшие моде дворяне носили парики. Широкие поля фетровой шляпы спереди высоко поднимались.

Платье дамы из узорного муслина, во французском стиле, прямое, подпоясано у талии. На плечах у дамы треугольный муслиновый платок. Удлинённый перед платья собран на ленту так, что его можно подвязывать вокруг талии. Рукава завершаются плиссированными оборками. Шляпа – огромный "гриб" из белого муслина.
На нем фрак с фалдами "с расщепом"; спереди полы срезаны выше линии талии под прямым углом. Галстук с кружевной отделкой на концах держит высокий отложной воротник. Жилет прямой, до талии. Брюки у колен поддерживают петли из лент. Черные жокейские сапоги доходят до колена.

Платье молодой дамы справа отделано рюшем. Колоколообразная юбка сильно расширена книзу, верхняя юбка представляет собой несколько соединённых вместе длинных басок.
На второй даме сильно приталенное верхнее одеяние. Платье отделано галуном, юбка, очень широкая внизу, имеет колоколообразную форму. Нижняя юбка, до пола длиной, окаймлена по подолу оборкой. Чепчик дамы украшен цветами и лентами.

На девочке вельветовое платье, отделанное мехом; лиф имеет укороченную талию. Юбка застёгивается на три металлические или янтарные пуговицы. Воротник образует мыс сзади и по бокам у плеч и украшен шёлковыми воротничком. Рукава до локтя широкие, со складками, потом сужаются и прилегают к запястьям. Туфли по цвету соответствуют платью.

Мода конца 19 века отличалась страшной расточительностью. Предпочитали шифон, крепдешин, кружева и другие просвечивающиеся материалы. Нижнюю юбку шили всегда из шелка и во время ходьбы она издавала лёгкий шелест. Кружева, вышивки, блёстки, сутажи, воланы, рюш, плиссе – все это служило для украшения одного платья.

Дама наряжена в дневное платье с лифом, который драпируется вокруг тела так, что создаётся V-образная конструкция. Юбка очень узкая. Рукава короткие, с отложными манжетами, украшенными длинными, доходящими до локтя кружевными оборками. На голове у дамы декорированная вертикально поставленными перьями шляпа с невероятно большими полями.
На её спутнике однобортный дневной фрак, застёгнутый спереди на две пуговицы. К жёсткому отложному воротничку повязан галстук. Брюки сужаются книзу. На голове у мужчины шёлковая шляпа, на руках мягкие перчатки, в руке трость.

В середине пятидесятых годов пиджаки были однобортными, длинными почти до колена, с узкими лацканами, застёгивались спереди посередине.. Узкие брюки-"дудочки", обычно светлые, кончались у щиколотки. Туфли были объёмными, на микропористой подошве.
У женщин прилегающий, расширяющийся от талии и доходящий до бёдер жакет с узким стоячим воротничком. Приталенный, с длинными, до запястья, рукавами жакет застёгивался спереди посередине на три большие пуговицы. Юбка до середины икры длиной плотно облегала фигуру. Шляпки теперь обычно были маленькими и крепко сидели на голове. На руках носили перчатки, в руках – сумочки. Костюм дополняли чулки светлых тонов и неустаревающие туфли на высоком каблуке.

В конце 70-х годов, как и в шестидесятые годы вошли в моду синие джинсы и больше из неё не выходили. Хотя джинсы носят уже сотню лет или даже дольше – они появились во Франции, затем попали в Америку, где их использовали как шахтёрскую, рабочую, детскую одежду.
На мужчине джинсовый костюм, состоящий из брюк и рубашки. Справа на рисунке молодая девушка-панк ("панкетта") с соответствующей причёской – ярко-рыжий "ирокез" (выбритые виски, стоящие торчком волосы посередине головы) и эпатажная раскраска на лице. Куртки панков обычно кожаные, часто с многочисленными металлическими застёжками, кнопками; под куртки надевались майки или сетки. Высокие зашнурованные ботики иди ботинки на "платформе" надевали короткие, по щиколотку, носки. Панки любят экзотическую и этническую бижутерию. Татуировка на лице и руках была модной как среди мужчин, так и среди женщин. В качестве дополнительного украшения вокруг бёдер часто повязывали патронташи.

В восьмидесятые годы, укороченные юбки стали международной модой.
Справа "урезанный силуэт, разработанный плотно обтягивающий фигуру джемпер с высоким воротом и длинными рукавами. Мини-юбка, прямая и узкая, с боковыми карманами, доходит до середины бедра. На узкой талии затянут широкий пояс. Аксессуары состоят из длинных, много выше запястья, контрастного цвета перчаток и большой плоской круглой шляпы. На ногах колготки темно-телесного цвета и туфли па высоком каблуке.

С 2000 по 2010 год

В наши дни очень широко используются различные отделки, о которых было сказано выше.
Отделки дополняют и украшают изделия, подчёркивают те или иные фасонные линии, иногда отделочные функции в них сочетаются с чисто утилитарными (отделка пуговицами, застёжкой-молнией, и т.п.). Сейчас в качестве отделок используют чаще всего всевозможную фурнитуру (пуговицы, “молнии”, пряжки и т.п.) и разные отделочные матери алы (тесьму, шнур, сутаж, ленты, кисти, кружева, шитье), а также цветы, трикотаж, натуральные и искусственные меха и кожу. Широко применяется отделка платьев различными аппликациями, мережками, вышивкой, которую выполняют шерстяными и шёлковыми нитками, бисером, стеклярусом. Наконец, большое распространение имеет ещё одна группа отделок, выполняемых из основной или отделочной ткани. Это всевозможные канты, бейки, воланы, рюши, жабо, отделочные строчки, заутюженные сборки, плиссе, рулики, фестоны, буфы, защипы, мелкие складочки и т.д.

Весенняя коллекция 2011 года

5. Физкультурная пауза

Выполнение 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки, гимнастики для глаз.

«У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей!», хотелось бы начать практическую работу с этих мудрых слов Монтескье.

Речь сегодня об отделке:
В ней очень часто моды суть.
Не бойся пробовать, рискнуть.
Отделка может быть различной:
Быть постоянной, съёмной быть.
И наш костюм весьма обычный
Отделка может изменить.

– Вспомните, о чём мы говорили на прошлых уроках? (Мы изучали тему «Отделка лёгкой одежды»)
Чему мы учились на этих уроках? (На уроках мы учились кроить и обрабатывать рюшу, волан, оборку)

– Чтобы проверить, насколько вы усвоили понятия этой темы, давайте вспомним математику, заполним таблицу и узнаем опорные слова, применяемые в отделке.

А Б В Д Е Ж К Л О Ж П Р Ц И Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
7 8 9 10 11

45 – 44 = ? 26 – 20 = ? 2 + 4 = ? 5 + 6 = ? 7 + 3 = ? 17 – 15 = ? 37 – 36 = ? 7 – 4 = ? 4 + 6 = ? 19 – 15 = ? аппликация

П А Б К Р С И Ч З О У Х Г Н
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

13 – 3 = ? 17 – 14 = ? 8 + 2 = ? 47 – 42 =? 19 – 15 = ? 28 – 26 = ? оборка

7. Практическая работа

– Предлагаю сделать цветы из самых неожиданных материалов. Вы будете изготовлять разные цветы «розы» из ткани. Можете украсить этими аксессуарами причёску, можете платье.

Цветы могут являться отделкой в течение всего года: это дни рождения, разного рода годовщины, торжественные встречи, выпускные вечера и, естественно, ни одна свадебная церемония не обходится без присутствия цветов. Свадебный букет невесты, венок, украшающий изящно убранную головку невесты.

Инструктаж по технике безопасности.

– Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.

  • Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться…
  • Булавки вкалываем в ткань в направлении…
  • Во время работы электрическим утюгом, стоять на…
  • Во время работы ножницы должны находиться … с…

– На сегодняшнем уроке я предлагаю сделать цветок розу (групповая работа).

1 – вариант роза «медуза» – II гр. и III гр.
2 – вариант роза «бутон» – I гр.

– На первом уроке мы с вами выполним первый этап изготовления цветка.

– У вас имеются инструкционные карты по изготовлению цветка, на которую вы будете опираться во время работы.

I гр. – работает самостоятельно.
II гр. – работает по готовому крою.
III гр. – работают с готовыми квадратами.

8. Итог урока

– Чему вы научились на уроке?
– Что у вас получилось?
– Что запомнилось на уроке больше всего?

  • Представление своих работ.
  • Оценивание работы.

– На следующем занятии мы с вами продолжим изготовление цветов. Занятие хочется закончить словами:

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало больше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится.
Только чтобы жила на земле красота!

– Очень надеюсь, то, чему вы сегодня научились пригодиться вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. У вас все получится!

Поделиться